Уильям Торри Харрис

Уильям Торри Харрис (Harris)

(10.09.1835, Сев. Киллингли, шт. Коннектикут, - 05.11.1909, Провиденс, шт. Род-Айленд), американский философ, педагог, деятель народного образования. Учился в Академии Вудстука (шт. Коннектикут) и Академии Филлипса в Андовере (шт. Массачусетс), в Йелльском колледже (1854-1857). В 1857 переехал в Сент-Луис, где работал домашним учителем, директором грамматической школы, помощником суперинтенданта (1866-1867), суперинтендантом (1867-1880) школ Сент-Луиса. В 1889-1906 комиссар просвещения США.

Участвовал в подготовке и реализации реформ, в ходе которых рационализована структура школьного образования в США. В соответствии с психологическими возможностями детей соответствующих возрастных групп вместо 8-летней начальной и 4-летней средней школы введены 2 цикла обучения по 6 лет каждый. Эти нововведения положили начало оформлению единой всеохватывающей школы в США. В начальной школе предусматривались курсы естествознания и ручного труда. Под руководством Xарриса началась организация городских школьных систем, активизирована подготовка учителей. Инициатор открытия дошкольных отделений при общеобразовательных учебных заведениях.

Рассматривал образование как процесс сознательной эволюции человека, единственно правильный путь к достижению его гармонии с окружающим миром. Разделяя идеи Г. В. Ф. Гегеля, считал, что в процессе образования ребенок преодолевает свою субъективность и приобщается к общезначимым нравственным и социальным ценностям. Автор многих трудов по проблемам образования. В фундаментальной книгах "Психологические основы обучения" ("The psychologic foundation of education", 1898) одним из первых в США дал психологическую интерпретацию основных педагогических явлений. Считал психологизацию обучения действенным средством повышения эффективности школы, укрепления ее связи с потребностями общества. В образовании школьников на первое место выдвигал овладение знаниями по гуманитарным наукам. Был редактором "Международной педагогической серии" ("The international educational series"), главный редактор "Нового международного словаря Вебстера" ("Webster's new international dictionary", 1939). Представлял Бюро образования США на Международном конгрессе педагогов в Брюсселе в 1880 и в Париже в 1889.

Сочинения: Introduction to the study of philosophy № V, 1889; The theory of education, Syracuse, 1893; How to teach natural science m public schools, Syracuse, 1895; Elementary education [Albany, 1900].

H. В. Христофорова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1996, с. 536.