Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель (Händel)

[23.02.1685 г., Галле, – 14.04.1759 г., Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Генделя протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 г. переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Генделя "Альмира" и "Нерон". После закрытия театра (1706 г.) жил в Италии, где создал итальянские оперы "Родриго" (1707 г.), "Агриппина" (1709 г.), ораторию "Триумф Времени и Правды" (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (1708 г.), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Гендель завоевал славу выдающегося клавесиниста.

В 1710 – 1716 гг. жизнь Генделя была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера "Ринальдо" (1711 г.). С 1720 г. возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы "Радамист" (1720 г.), "Оттон" (1723 г.), "Юлий Цезарь" (1724 г.), "Роделинда" (1725 г.) и др. В этих операх Гендель опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Генделя ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Генделя нанёс поставленный в 1728 г. спектакль "Опера нищих" (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Генделя). Театр Генделя был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: "Орландо" (1733 г.), "Альцина" (1735 г.), "Ксеркс" (1738 г.) и др. Новые крушения надежд привели Генделя в 1737 г. к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве английского периода Гендель не остался в стороне от английских музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717 – 1719 гг. им были написаны хоровые произведения в стиле английской культовой музыки "Антемы". Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию "Эсфирь" (1720 г.; 2-я редакция 1732 г.).

В 1730-х гг. Гендель всё чаще обращается к жанру монументальной оратории ("Дебора", 1733 г., "Саул", 1739 г., "Израиль в Египте", 1739 г., и др.). В 1740-х гг. оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Генделя – "Деидамия", 1741 г.). В 1742 г. в Дублине с большим успехом была исполнена оратория "Мессия", в 1743 г. завершена оратория "Самсон".

В 1745 – 1746 гг., во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Генделя получило наконец всеобщее признание. Произведения Генделя этих лет – "Гимн добровольцев", оратории "На случай" и "Иуда Маккавей" принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Генделю сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Генделя в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Генделя в начале 1750-х гг., не дали возможности завершить ораторию "Иевфай".

Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Генделя. В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности. Гендель стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Генделя в жанре оратории. Опираясь на образцы 17 в. (Дж. Кариссими, Г. Шюц) и достижения оперного искусства, Гендель создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западноевропейских и русских композиторов. В своих произведениях Гендель не только раскрывал с большой силой личную драму ("Самсон", "Иевфай"), но и показал страдания и борьбу народных масс. Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Генделя выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты ("Геркулес", "Альцеста", "Семела"). Оптимистические концепции ораторий "Самсон", "Израиль в Египте", "Иуда Маккавей" и др. во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена.

В ораториях Гендель использует формы арий, ансамблей и речитативов, но особое значение приобретает в них хор. В хорах Гендель выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Генделя и роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Генделя.

Инструментальное наследие Генделя включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля – новый жанр, созданный Генделем, сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, – "Музыка на воде" (1716 г.), "Музыка к фейерверку" (1749 г.).

Литература: Роллан P., Г. Гендель, 2 изд., пер. с франц., М., 1934; его же, Портрет Генделя, в его кн.: Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935; Грубер Р. И., Гендель, Л., 1935; Ливанова Т. Н., Музыкальная классика 18 века, М. - Л., 1939; Chrysander F., G. F. Händel, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz., 1919; Flower N., George Friedric Händel. His personality and his times, new ed., L., 1959; Leichtentritt Н., Händel, Stuttg. - [u. a.], 1924; Siegmund-Schultze W., Georg Friedrich Händel, 3 Aufl., Lpz., 1962; Serauky W., Georg Friedrich Händel. Sein Leben, sein Werk, Bd 3-5, Lpz., 1956-58.

Г. В. Крауклис

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 6, 1971, с. 216.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского