Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (Schelling)

(27.01.1775 г., Леонберг, - 20.08.1854 г., Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. С 1790 г. учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Гёльдерлином и Гегелем. Профессор в Йене (1798-1803 гг.), где сблизился с кружком романтиков (Авг. и Ф. Шлегель и др.). С 1806 г. - в Мюнхене; профессор Эрлангенского (1820-1826 гг.), Мюнхенского (с 1827 г.), Берлинского (с 1841 г.) университетов.

В философии Шеллинга выделяют несколько периодов: натурфилософия (с сер. 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический, идеализм (1800-1801 гг.), "философия тождества" (до 1804 г.), философия свободы (до 1813 г.), "положительная философия", или "философия откровения" (до конца жизни). Сильное влияние на Шеллинга оказал И. Г. Фихте, разъяснению учения которого посвящены первые философские сочинения Шеллинга. Исходя из учения Фихте о природе, которая рассматривалась как средство для реализации нравственные цели, Шеллинг ставит перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к этой высшей цели, т. е. рассмотреть природу как целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, назначение которой - порождение сознания. Проблема соотношения сознания и бессознательного стоит в центре внимания Шеллинга на всех этапах его развития. В отличие от Фихте, природа перестаёт быть у Шеллинга только чистым средством, материалом, на котором практический разум пробует свои силы, и становится самостоятельной реальностью - "интеллигенцией" в процессе становления. Натурфилософия Шеллинга носила антимеханистический характер. Принцип целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Шеллинга общим принципом объяснения природы в целом; неорганическая природа предстала у него в качестве недоразвитого организма.

Шеллинг рассматривал натурфилософию как органическую часть трансцендентального идеализма, показывающую, как развитие природы увенчивается появлением сознательного "Я". Она должна дополняться другой частью, исследующей уже развитие самого "Я". Этой теме посвящена "Система трансцендентального идеализма" (1800 г., русский перевод 1936 г.). Деятельность "Я" распадается, по Шеллингу, на теоретическую и практическую сферы. Отталкиваясь от кантовской "Критики способности суждения" и эстетического учения Ф. Шиллера, Шеллинг видит в искусстве ту сферу, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического; эстетическое начало предстаёт как "равновесие", полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, тождество чувственного и нравственного начал. В художественной деятельности и в произведениях искусства достигается "бесконечность" - идеал, недостижимый ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Художник, по Шеллингу, это гений, т. е. "интеллигенция", действующая как природа; в нём разрешается противоречие, непреодолимое никаким другим путём. Соответственно философия искусства является у Шеллинга "органоном" (т. е. орудием) философии и её завершением. Эти идеи Шеллинг развил далее в "Философии искусства" (опубликована в 1907 г., русский перевод 1966 г.), выразив миросозерцание йенских романтиков.

Одним из центральных становится у Шеллинга понятие интеллектуальной интуиции, родственной эстетической интуиции. В философии тождества Шеллинг рассматривает интеллектуальную интуицию уже не как самосозерцание "Я", как это он делал ранее вслед за Фихте, но в качестве формы самосозерцания абсолюта, предстающего теперь как тождество субъекта и объекта. Это идеалистическое учение Шеллинг наиболее отчётливо развил в диалоге "Бруно, или О божественном и естественном начале вещей" (1802 г.).

В 1804 г. в сочинении "Философия и религия" Шеллинг ставит вопрос, выводящий его за пределы философии тождества: как и в силу чего происходит рождение мира из абсолюта, почему нарушается то равновесие идеального и реального, которое существует в точке безразличия, и в результате возникает мир? В "Философских исследованиях о сущности человеческой свободы..." (1809 г., русский перевод 1908 г.) Шеллинг утверждает, что происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это - иррациональный первичный факт, коренящийся не в разуме, а в воле с её свободой. Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии, понятой как рациональное выведение всего сущего из исходного принципа. Называя эту рационалистическую философию (в том числе и свою философию тождества, и философию Гегеля) негативной, отрицательной, Шеллинг считает необходимым дополнить её "позитивной философией", рассматривающей первичный факт - иррациональную волю. Последняя постигается эмпирически, в "опыте", отождествляемом Шеллингом с мифологией и религией, в которых сознанию было дано в истории откровение бога.

Философия Шеллинга оказала большое влияние на европейскую мысль 19-20 вв., причём на различных этапах её развития воспринимались разные аспекты учения Шеллинга. Значительным оказалось воздействие Шеллинга на русскую философию - через натурфилософов Д. М. Велланского, М. Г. Павлова, М. А. Максимовича и др., московский кружок "любомудров" (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Галич), славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Шеллингом). В 20 в. иррационалистические идеи Шеллинга получили развитие в философии экзистенциализма. Основоположники марксизма ценили у Шеллинга прежде всего диалектику его натурфилософии и его учение о развитии, т. е. те моменты, которые оказали наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.

Литература: Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Асмус В., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., М.- Л., 1930, с. 121-138; История философии, т. 3, М., 1943, с. 172-210; Каменский З. А., Ф. Шеллинг в русской философии начала 19 в., "Вестник истории мировой культуры", 1960, № 6; Лазарев В. В., Шеллинг. М., 1976.

П. П. Гайденко

Источник:  Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 375-376.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского