Евгений Николаевич Соколов

Евгений Николаевич Соколов

(23.09.1920, Нижний Новгород — 14.05.2008, Москва) — российский психолог, специалист в области психофизиологии, психологических исследований памяти, нейрофизиологии обучения. Автор концепции «нервной модели стимула», «концептуальной модели рефлекторной дуги», «векторной модели переработки информации в нейронных сетях» и других. Доктор биологических наук (1960), профессор психологии (1962), действительный член АПН СССР (1985), действительный член РАО (с 1993). Иностранный член Американской национальной АН (1975), Американской академии искусств и наук (1976), Финской АН (1984). Член Центрального Совета международной организации по исследованию мозга (IBRO). Президент и соучредитель Российской ассоциации психофизиологов. Обладатель Золотой медали им. И. П. Павлова АН СССР. Награжден Американской ассоциацией психофизиологических исследований дипломом «За выдающийся вклад в психофизиологию» (1988). Награжден Премией им. М. В. Ломоносова и званием «Заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова» (1998). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами: Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени. С 1940 по 1947 г. служил в армии переводчиком. После войны за два года окончил МГПИ иностранных языков им. М. Тореза (1945—1946) по специальности «современный немецкий язык». В 1947 г. поступил в аспирантуру сектора психологии Института философии АН СССР, где заинтересовался проблемами психологии и физиологии ВНД. В 1940-е гг. работал в психологической лаборатории, возглавляемой профессором С. В. Кравковым. Защитил кандидатскую диссертацию по философии («Восприятие в свете учения И. П. Павлова», 1950) в Институте философии АН СССР. С 1950 г. работал в МГУ им. М. В. Ломоносова на кафедре психофизиологии (доцент, 1955; профессор, 1962; заведующий кафедрой, 1970). В 1960 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную изучению ориентировочного рефлекса. Первые психофизиологические исследования в Московском университете были задуманы и проведены Соколовым в 1950-е гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского факультета МГУ. Они были посвящены изучению сенсорных процессов, образующих механизм возникновения элементарных (первичных) ощущений света и звука. В ходе этих исследований впервые был разработан метод автоматической регистрации световой чувствительности с одновременной фиксацией объективных показателей функционального состояния ЦНС. Были найдены методы изучения структуры ориентировочной реакции на разных стадиях выработки условного рефлекса; предложена оригинальная (и актуальная по настоящее время) «нервная модель стимула», объясняющая динамику угасания (и восстановления) ориентировочной реакции. Все эти данные были обобщены в ныне классической книге «Восприятие и условный рефлекс» (1958), ставшей основой докторской диссертации. Книга приобрела мировую известность и была издана в США, Англии, Японии, Аргентине и Мексике. По этой тематике в 1960 г. Соколов (в качестве приглашенного профессора) прочитал курсы лекций в Стэнфордском и Калифорнийском университетах США. В 1964г. под руководством и непосредственном участии Соколова в лаборатории анализаторов были развернуты широкомасштабные психофизиологические исследования роли памяти в процессах восприятия. При этом исследование начиналось с психологического изучения функций памяти и завершалось анализом физиологических механизмов. Память анализировалась на модели угашения ориентировочного рефлекса — «негативного обучения» (на макроуровне) и при изучении следовых эффектов в нейронах (на микроуровне). В ходе этих работ был обнаружен конкретный механизм опережающего отражения в виде разрядов экстраполирующих нейронов. В результате организованных Соколовым внутриклеточных исследований механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона, лежащий в основе механизма запоминания. Результаты данного цикла работ были обобщены в монографиях: «Механизмы памяти» (1969), «Нейронные механизмы памяти и обучения» (1981) и освещены в цикле лекций, прочитанных в Кембриджском и Оксфордском университетах (Великобритания). В 1969 г. Соколов приступил к изучению нейрофизиологических механизмов обучения и первым описал нейронные механизмы двух принципиально различных его типов: обучения, зависящего от организации информации, и обучения, зависящего от организации ответного действия («стимул-зависимый» и «эффект-зависимый типы обучения», соответственно). Курсы лекций, посвященных этой проблематике, Соколов прочитал на кафедре психологии знаменитого Массачусетского технологического института США (1974), а также в Софийском и Будапештском университетах (1975). Начиная с 1970 г. Соколов проводил интенсивные психофизиологические исследования зрительного восприятия цвета, формы и глубины. Эти исследования, реализуемые по предложенной Соколовым схеме «человек-нейрон-модель», позволили сформулировать общие принципы организации сенсорных и исполнительных систем мозга в виде «концептуальной модели рефлекторной дуги» и разработать векторную модель переработки информации в нейронных сетях. Результаты этого большого цикла работ, тесно связанных с разработкой эффективных методов построения антропоморфных искусственных органов чувств из нейроподобных элементов, отражены в ряде монографий и программных статей. Курс лекций на эту тему был прочитан Соколовым в 1996 г. в Университете Вашингтона (г. Сент-Луис, США), и отражен в докладе на XXVI Международном психологическом конгрессе (Канада, Монреаль, 1996). Исследования Соколова представили новые доказательства Павловского принципа взаимодействия сигнальных систем. Выявлены соотношения семантических и перцептивных пространств, что открывает новые возможности в математическом описании и раскрытии мозговых механизмов первой и второй сигнальных систем. Ведущим методом в этих работах является многомерный анализ. Этот метод был положен в основу предложенной Соколовым научно-исследовательской программы «Компьютеризованное обучение». С помощью многомерного анализа объективно оценивается структура знаний, что сближает сферы исследований когнитивной психологии и психофизиологии. Соколов внес вклад в разработку общеметодологических проблем современной психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Новизна и продуктивность его подхода состоит в предложении рассматривать психофизиологию как органичную составную часть нейронауки, развивающуюся на стыке (пересечении) психологии, нейрофизиологии и математики. Результаты методолого-экспериментального анализа современной психофизиологии в рамках такого подхода отражены в книгах: «Психофизиология» (1981) и «Теоретическая психофизиология» (1986). В 1995—96 гг. по инициативе Соколова в МГУ создан Центр ядерно-магнито-резонансных исследований, открывающий новые перспективы для развития отечественной нейронауки и проведения экспериментальных исследований на мировом уровне. Соколов руководил рядом международных научных проектов в области психофизиологии: «Соотношение фазического и тонического ориентировочного рефлексов» (совместно с университетом Нового Уэллса, Австралия); «Цветовой образ» (совместно с Институтом зрения унта Эйндховена, Нидерланды); «Механизмы цветового зрения» (совместно с унтом Дж. Вашингтона, Сиэтл, США и университетом г. Сент-Луис, США); «Механизмы цветового и яркостного контраста» (совместно с Институтом зрения университета Эйндховена (Нидерланды) и кафедрой психологии университета г. Хельсинки, Финляндия). В МГУ читал студентам-психологам общий курс «Психофизиология», спецкурсы: «Психология гештальта», «Механизмы памяти и обучения», «Механизмы сознания». Под редакцей Соколова издан русский перевод фундаментальной монографии известного финского ученого, иностранного члена РАН Р. Наатанена: «Внимание и функции мозга» (1998г.). Соколов также автор трудов: «Нейробионика» (соавт. А. Г. Шмелев), 1983; «Искусственные органы чувств» (соавт. Г. Г. Вайткявичус и С. В. Фомин), 1975; «Цветовое зрение» (соавт. Ч. А. Измайлов), 1984; «Психофизиология цветового зрения» (соавт. Ч. А. Измайлов, А. М. Черноризов), 1989); «Нейроинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру» (соавт. Г. Г. Вайткявичус, 1989, «Принцип векторного кодирования в психофизиологии», (1995) и др.

А. М. Черноризов, О. Г. Носкова

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 434-436.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского