Вадим Петрович Дёмин

Освальд Шпенглер (Spengler)

(29.05.1880 г., Бланкенбург, Гарц, - 08.05.1936 г., Мюнхен), немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда "Закат Европы" ("Der Untergang des Abendlandes", Bd 1-2, 1918-22, русский перевод, т. 1, 1923). В 20-е гг. выступал как публицист консервативно-националистического направления, близкий к фашизму, однако в 1933 г. отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Гитлеровский режим подверг Шпенглера бойкоту, что не помешало идеологам нацизма широко использовать положения Шпенглера, превращая их в орудие своей демагогии.

Решающее влияние на Шпенглера оказала философия Ф. Ницше. Шпенглер исходит из понятия органической жизни, подвергнутого неограниченному расширению. Культура трактуется как "организм", который, во-первых, обладает самым жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему "организмов". Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может; идея прямолинейного прогресса подвергнута высмеиванию. Шпенглер насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско-арабская), "фаустовская" (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному "организму", по Шпенглеру, заранее отмерен определённый (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры есть, с одной стороны, эквивалент шпенглеровских понятий мёртвой "протяжённости", бездушного "интеллекта", а с другой - стоит в контексте восходящих к Ницше концепций "массового общества". Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических "деяний" к механической "работе"; для греко-римской культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для западного мира - в 19 веке. С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество делается якобы ненужным; поэтому Шпенглер предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму. Признавая бессмысленность империалистического политиканства, Шпенглер зовёт принять её как "судьбу" настоящего и грядущих поколений. Стиль изложения у Шпенглера построен на оперировании развёрнутыми метафорами, причём метафорическое сближение слов часто подменяет логику понятий.

Сочинения: Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosophie des Lebens, Münch., 1931; Reden und Aufsötze, [3 Aufl.], Münch., [1951]; Urfragen. Fragmente aus dem Nachlass, Münch., 1965; в рус. пер.- Философия будущего, Иваново-Вознесенск, 1922; Пруссачество и социализм, П., 1922; Пессимизм ли это?, М., 1922.

Литература: Лазарев В. Н., О. Шпенглер и его взгляды на искусство, М., 1922; Освальд Шпенглер и закат Европы, М., 1922; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966, с. 251-77; Аверинцев С., "Морфология культуры" О. Шпенглера, "Вопросы литературы", 1968, № 1; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, в его книге: Избранные философские труды, т. 2, М., 1971; Hughes Н. S., Oswald Spengler. A critical estimate, N. Y., [1962]; Spengler-Studien. Festgabe für М. Schräter zum 85. Geburtstag, hrsg. v. A. М. Koktanek, Münch., 1965.

С. С. Аверинцев

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 468-469.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: