Виссарион Григорьевич Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский

[30.05(11.06).1811 г., Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия, - 26.05(07.06).1848 г., Петербург] - литературный критик, публицист, философ. С 1829 года студент словесного отделения Московского университета. Вызвал недовольство университетского начальства антикрепостнической драмой "Дмитрий Калинин" и был исключён из университета (1832 г.) за несдачу (по болезни) переводных экзаменов. С 1833 года печатался в журнале "Телескоп" и в приложении к нему "Молва", в "Московском наблюдателе". Переехав в Петербург, стал ведущим критиком журналов "Отечественные записки" (1839-1846 гг.) и "Современник" (с 1847 г.). Преподавал словесность в уездном училище (1828 г., учась в старших классах пензенской гимназии), в Межевом институте (в 1838 г.), давал частные уроки. Составил учебник русской грамматики ("Основания русской грамматики для первоначального обучения, составленные Виссарионом Белинским", 1837 г.), задумал руководство по изучению отечественной словесности.

В многочисленных статьях и рецензиях дал развёрнутое изложение своих педагогических и психологических воззрений, эволюция которых отразила сложный путь развития Белинского: от объективного идеализма в 30-е годы., когда он находился под влиянием И. Фихте и особенно Г. Гегеля, к утопическому социализму и с середины 40-х годов (под влиянием Л. Фейербаха) - к материализму. Вместе с тем педагогические взгляды Белинского отличались определённым единством в связи с характерным для него на всех этапах развития (за исключением периода "примирения с действительностью" в 1837- 1840 гг.) страстным утверждением жизни как "действования", истории - как непрерывного процесса прогрессивного развития общества и человека - как активного двигателя этого процесса, в котором ему принадлежит творческая роль.

В центре педагогических размышлений Белинского - категория личности. Личность, по Белинскому, - индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека, определяемое сферой его непосредственных жизненных идеалов и ценностей и создающееся в процессе взаимодействия двух основных факторов: природы (которую в период увлечения немецким идеализмом Белинский понимал как форму проявления божественной идеи) и общества, действующего на человека, прежде всего, через сферу воспитания. Воспитание не всесильно: Белинский резко выступал против теорий, утверждающих, что человек от природы есть "чистая доска" (Локк). Ребёнок, считал Белинский, - это "дерево в зерне", его нельзя заставить приносить "арбузы вместо орехов", и воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. Но в развитии природных способностей и формировании духовного строя личности воспитанию принадлежит главная роль; им решается "участь человека". Социально-историческую роль воспитания Белинский преувеличивал, особенно в начальный период, когда он отдал дань просветительским иллюзиям. Цель истинного воспитания - содействие формированию такой личности, "живоносным" началом которой служит "любовь к человечеству, понимаемому в его историческом значении". С эволюцией взглядов Белинского этот программный образ теряет первоначальный характер отвлечённого гуманистического идеала и всё больше приобретает черты активного общественного борца с социальной несправедливостью, способного любить человечество "по-маратовски". Воспитание такой личности требует целенаправленного развития в ней целого комплекса духовных, эмоциональных, волевых качеств и поэтому охватывает все сферы и виды воспитания.

Считая, например, что человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция, Белинский подчёркивал важность развития в человеке чувства национального достоинства и любви к родине, заставляющего "пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому". Личность, способная к восприятию высших духовных идеалов, отвечающих назначению человека, не может выработаться и без усвоения привычки видеть цель и смысл своего существования вне себя, ограничивать свой эгоизм во имя любви к другим. Поэтому главенствующее значение приобретает нравственное воспитание, которое, неуклонно расширяя сферу нравственного отношения к миру (от родных и ближайшего окружения до народа и человечества в целом), должно превратить следование честным принципам во "вторую природу" человека, выработать в нём способность делать добро, любить других, быть честным и мужественным в служении истине, участливым к страданию, трудолюбивым, скромным по естественной и бескорыстной потребности души, а не по умозрительному понятию о долге или по расчёту. Именно воспитание непосредственных нравственных чувств создаёт подлинную глубину личности, ибо без живого и сильного чувства не бывает убеждения, способного мобилизовать волю на решительный поступок, а только в реальном действии проявляется подлинный нравственный мир человека. Эффективность такого воспитания зависит от того, насколько оно учитывает как общие психологические законы формирования эмоциональной сферы человека, так и возрастные особенности психики. Непосредственное доброе чувство нельзя воспитать насилием и приказом, отсюда принципиальная важность атмосферы доверия и любви в отношениях между воспитанником и воспитателем – и в семье, где на основе родственной биологической связи между родителями и детьми должна возникнуть духовная общность (родители видят в ребёнке "будущего человека", к которому они уважительны, требовательны, но и очень сердечны), и в системе общественного образования. У ребёнка младшего возраста нужно вырабатывать нравственные привычки и навыки поведения, а не растить болтуна-резонёра, образ которого более всего ненавистен Белинскому. Формирование нравственных понятий - дело более позднего возраста (примерно с 14 лет), но и тогда важны не только наставления; главное - убеждающий пример (поведение воспитателя, биографии великих людей). Вполне достаточными средствами наказания Белинский считал суровый взгляд, лишение общения, прогулки, временную холодность.

Утверждая образ естественного, резвого, здорового ребёнка, Белинский не отделял нравственного воспитания от физического. Одним из "первейших элементов человечности" Белинский считал "чувство изящного", придавая большое значение эстетическому воспитанию и образованию ребёнка, равно как и выработке располагающего внешнего облика (опрятность, красота, манеры), соответствующего высокому предназначению человека. Осуществление человеком творческой миссии невозможно без развития у него истинного взгляда на мир и окружающую действительность, требующую к себе критичного отношения. Этому способствует умственное воспитание и образование ребёнка в процессе обучения. Главная роль принадлежит здесь постепенному усвоению наук, которые развивают навыки самостоятельного, мышления, формируют общие представления о природе и человеке. Предпочтение Белинский отдавал знаниям, связанным с реальной жизнью общества и способным содействовать её улучшению. В этой связи Белинский настойчиво пропагандировал изучение литературы, прежде всего отечественной (И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь), дающей правдивую картину российской действительности, и истории, в преподавании которой самое важное не хронология и факты, а понимание смысла исторического развития человечества. Белинский указывал и на важность изучения языка, неразрывную связь языка и мышления. В последние годы жизни Белинский особенно подчёркивал значение естественных наук как средства воспитания материалистического взгляда на мир, освобождения человека от религиозных иллюзий.

Учить детей, считал Белинский, нужно с 6 лет, следуя принципам систематического и научно обоснованного, а не случайного ("путём игр и забав") обучения. Процесс обучения должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. В младшем школьном возрасте, когда преобладает конкретно-образное мышление, более продуктивны методы, основанные на индуктивном пути познания и наглядности, значение которой велико и позднее, когда формируется абстрактное мышление. Большое внимание Белинский уделял учебной литературе, считая, что учебник должен иметь ясную педагогическую цель, соответствовать уровню современной науки и должен быть написан хорошим литературным языком.

Один из главных образовательных факторов Белинский видел в детском чтении, отводя особую роль детской литературе: "Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон". Посвятив проблемам литературы для детей и юношества около 200 статей и рецензий, Белинский заложил основы научной теории и критики детской литературы, впервые обосновал положение о единстве педагогических и эстетических критериев в подходе к детской книге. Он требовал от детских писателей "не искажать действительности ни клеветами на неё, ни украшениями от себя", а показывать правдиво, "во всём её очаровании и во всей её неуловимой суровости, чтобы сердце детей, научась её любить, привыкало бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе". Выступая против ограничений детской литературы в содержании, Белинский подчёркивал вместе с тем, что избирал "предметы те же, что и для взрослых", писатель должен их "излагать сообразно с детским понятием". Подлинно образцовыми детскими отечественными книгами Белинский считал сказки Пушкина, дедушки Иринея (В. Ф. Одоевского), басни Крылова, сборники народных сказок, пословицы и поговорки.

Пронизанная идеей всестороннего развития, направление которому задавалось демократическим идеалом личности, педагогическая теория Белинского была прямым отрицанием господствовавшей в России сословной системы образования и воспитания. Он резко выступал против ханжества "светского" воспитания, формирующего человека, для котоpoго главное "казаться", а не "быть", равно как и против любых школ конформистского воспитания, критика которых была составной частью его публицистической деятельности.

Литература: Теплов Б. М., Психологические взгляды В. Г. Белинского, Советская педагогика, 1948, № 5; Познанский Н. Ф., В. Г. Белинский о воспитании, М., 1949; Монжале Е. С., Педагогические идеи В. Г. Белинского, Л., 1955; Петрова Е. Н., В. Г. Белинский о преподавании русского языка в школе, М., 1961; Смирнов В. 3., Крупнейший русский педагог первой половины XIX в., Советская педагогика, 1961, № 6, с. 32-43; Гозун Л. А., Эстетический кодекс Белинского, Вестник МГУ, сер. 9. Филология, 1981, № 4, с. 10 - 16.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 76-77.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу