Ободовский Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Ободовский

[23.03(03.04).1796 г., Галич, ныне Костромской обл., - 17(29).06.1852 г., Петербург], педагог, теоретик и практик начального образования. По окончании гимназии в Петербурге поступил в Медико-хирургическую академию, вскоре перевёлся в Главный педагогический институт. В 1816 г. вместе с другими выпускниками института Ф. Буссе, К. Свенске, М. Тимаевым был командирован в Европу для изучения различных систем начального образования. Познакомился с Белл-Ланкастерской системой взаимного обучения в Англии, деятельностью И. Г. Песталоцци в Швейцарии, с постановкой начального обучения в Германии, Франции и других странах. По возвращении (1819 г.) - адъюнкт Учительского института при Петербургском университете. Преподавал математику, латинский язык, естествознание, географию и статистику в гимназиях и воспитательных домах; был инспектором классов в воспитательных домах Петербурга и Гатчины. В 1829-1848 гг. сначала адъюнкт, с 1830 г. профессор в Главном педагогическом институте: читал педагогику, географию и статистику. В 1833-1834 гг. совместно с педагогами Гатчинского воспитательного дома Е. О. Гугелем и П. С. Гурьевым выпускал "Педагогический журнал" - первое в России периодическое издание, специально посвящённое вопросам педагогики. Ободовскому принадлежат труды по географии, космографии, статистике (Демидовская премия, 1840 г.), педагогике, первое на русском языке пособие по дидактике. Ученик и приверженец Песталоцци, Ободовский распространял его идеи среди учительства. Высказывался за введение в России всеобщего начального обучения. Будучи сторонником широкого общего образования, Ободовский предлагал ввести в курс начальной школы предметы естественнонаучного цикла. По его инициативе в Петербургском воспитательном доме были устроены натуральный, технологический и сельскохозяйственный кабинеты. В дидактике особо выделял принципы систематичности и глубины знаний, активности, сознательности. В своей практике применял различные методы обучения (звуковой, наглядный и др.). От учителя требовал высокой нравственности, любви к делу, знания своего предмета и методов преподавания; от ученика - "самомышления" и самодеятельности.

Литература: Гурьев П., Очерк истории Гатчинского сиротского института, СПБ, 1854; Казакова О. В., Взгляды А. Г. Ободовского на учебное естествознание. (Из истории методики естествознания в 1-й половине XIX в.), «Естествознание в школе», 1946, № 5; Казакова О. В., Жизнь и педагогическая деятельность А. Г. Ободовского. К 150-летию со дня рождения, «Советская педагогика», 1946, № 8-9; Колчина Т. В., Первый в России «Педагогический журнал» и его деятели, «Учёные записки МОПИ им. Н. К. Крупской», 1971, т. 300, в. 22; Аверьянова Г. Д., Об одном из первых трактатов по дидактике на русском языке (1837 г.), в сб.: Новые исследования в педагогических науках, 1972, № 6.

Р. Л. Доватор

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 61-62.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу