Толмен (Tolman) Эдуард Чейс

Эдуард Чейс Толмен (Tolman)

(14.04.1886 г., Уэст-Ньютон, штат Массачусетс, - 19.11.1959 г., Беркли, штат Калифорния), американский психолог, представитель необихевиоризма. Окончил Массачусетский технологический институт (1911 г.), в 1915 г. получил степень доктора философии и психологии в Гарвардском университете. В 1915-1918 гг. преподавал в Северо-Западном университете (штат Иллинойс). В 1918-1954 гг. профессор Калифорнийского университета (в Беркли). Разработал систему психологических наук, соединившую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии. Её созданию предшествовало экспериментальное изучение Толменом процессов выработки навыков у крыс в лабиринте. В противовес "радикальному" бихевиоризму Джона Уотсона доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа "стимул - реакция", а из целостных актов, которые включают мотив и цель, различение свойств вещей и их отношений, построение и проверку гипотез и т. п. Поэтому сущность обучения определяют познавательные "экспектации" (ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутренние моменты объединялись в понятие "промежуточные переменные", т.е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией. Эти переменные, хотя и ненаблюдаемы непосредственно, но являются объективными регуляторами поведения. Свой вариант бихевиоризма Толмен назвал "молярным" с целью противопоставить взгляд на поведение как на целостный процесс "молекулярному" бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолированных актов. Толмен показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует, например, при исследовании ситуации возможного действия ("латентное научение"). Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, концепция Толмена страдала общими недостатками: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейромеханизмы игнорировались как "ненаблюдаемые", целенаправленность действия не получала причинного объяснения.

Литература: Рубинштейн С. Л., Необихевиоризм Толмена, в его книге: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Яpошевский М. Г., История психологии, M., 1985.

М. Г. Ярошевский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 440.