Владимир Игнатьевич Фармаковский (псевдоним С. Mихно)

(1842 г., Вятка, ныне Киров, - 19.06(02.07)1922 г., Петроград), педагог, деятель образования. Педагогическую деятельность начал в 1865 г. преподавателем истории и русской словесности Вятской женской гимназии, 8 лет был мировым судьей. В 1877-1881 гг. инспектор начальных народных училищ Симбирской губернии (по приглашению И. H. Ульянова), директор начальных народных училищ Оренбургской (1881-1885 гг.), Херсонской (1885-1895 гг.), Псковской (1895-1896 гг.) губерний. В 1896-1904 гг. служил в Департаменте начального обучения Министерства Народного Просвещения. Способствовал просвещению народов Поволжья, Приуралья, Юга России. Занимался проблемами организации системы начального образования, всеобщего обучения, единой школы, регионализации образования, охраны здоровья детей, школьного питания, дисциплины учащихся, а также подготовки народных учителей и обучения грамоте. Разработал проект о введении всеобщего начального обучения в России (1903 г.), предлагавший поэтапное его осуществление с учетом различия экономических и культурных условий в отдельных регионах. Положение проекта о приоритете учебных заведений Министерства Народного Просвещения вызвало критические замечания у представителей земств и просветительских обществ (Н. В. Чехов и др.). Характеризуя систему начального образования в России, Фармаковский подчеркивал разнотипность начальных учебных заведений и отсутствие единого стандарта образования (его выводы подтверждали данные аналитических обзоров развития начальной школы в России за 1901 г. и 1910 г.).

Внес значит вклад в теорию трудового обучения. Будучи последователем К. Ю. Цируля, рассматривал ручной труд учащихся как самостоятельный учебный предмет, служащий их нравственному, умственному и эстетическому развитию, и одновременно как метод обучения, обеспечивающий взаимосвязь теории и практики и воспитывающий творческую личность. Считал необходимым создание трудовой школы, формирующей образованного самостоятельного работника. Автор пособий для учителей и ряда статей в педагогической периодике.

Литература: Кондаков А. И., Директор нар училищ И. Н. Ульянов, M., 1964, Ососков А. В., Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917 гг.), M., 1982, Помелов В. Б., Педагоги и психологи Вятского края, Киров, 1993.

E. Г. Осовский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 499.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу