Владислав Александрович Лекторский

Владислав Александрович Лекторский

(родился 23.08.1932 г., Москва) - специалист по теории познания и философской науки: доктор философских наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ (1955 г.), аспирант Института философии АН СССР (1959 г.). С 1959 г. — в Институте философии АН СССР (ныне РАН): с 1969 г. - заведующий сектором теории познания, с 1992 г. — заведующий Центром эпистемологии, с 1998 г. - заведующий отделом эпистемологии и логики. С 1988 г. - главный редактор журнала "Вопросы философии". Член-корреспондент РАН, академик Российской академии образования. В 1988-1998 гг. председатель экспертного совета по философии и социологии ВАК РФ. С 1988 г. - член совета Директоров Международной федерации философских обществ. В 1993-1998 гг. - вице-президент этой федерации. С 2000 г. член Международного института философии. (Париж). С 1988 г. член руководства Международного общества по исследованию культуры и теории деятельности. Асессор Международного союза по логике, методологии и философии науки (1991-1995 гг.). С 1995 г. член Центра по философской науки Университета Питтсбурга (США). Под редакцией Лекторского изданы монографии: "Философия. Методология. Наука"(1972 г.); "Гносеология в системе философского мировоззрения" (1983 г.); "Деятельность: теория, методология, проблемы" (1990 г.); "Теория познания" в 4 томах (соредактор) (1991-1993 гг.); "Исторические типы рациональности" (Т. 1, 1995 г.); "Идеал, утопия и критическая рефлексия" (1996 г.); "Рациональность на перепутье" (Т.1. 2000 г.). Лекторский - редактор-составитель книги "Философия не кончается" (о развитии отечественной философии в 20-80-е гг. XX столетия) в 2 томах (1999 г.). В трудах Лекторского развивается концепция деятельностного и культурно-исторического анализа познания. В этой связи дается критика натуралистической интерпретации познания, вводится понятие "предмета-посредника" (в различных формах, вплоть до разнообразных знаково-символических систем) и обосновывается идея о специфически социально-культурной опосредствованности как особенности познавательной деятельности (в отличие от простой информации). Лекторский развил идею о взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, начиная от "неявного знания" себя и кончая развернутыми формами рефлексии над собой и продуктами собственной деятельности (и на разных уровнях знания: перцепция, мышление, теоретическое. знание). В этой связи спец. анализу было подвергнуто понятие рефлексии, выделена субъективная рефлексия (относящаяся к сознанию индивидуального субъекта) и рефлексия объективная (относящаяся к объективированным формам знания) и показана взаимосвязь осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности. Лекторский исследовал взаимосвязь обоснования и развития знания в процессе рефлексии над научными теориями. В его работах дан анализ той интерпретации рефлексии, которая сложилась в классической западноевропейской философии и которая во многом определяла специфику этой формы философствования в целом (рефлексия как полнота знания о субъекте, как "прозрачность" субъекта для самого себя и как эксплицирование всех предпосылок объективированных форм знания), показана ограниченность такого понимания и обоснована идея о взаимосвязи и взаимопереходах рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности, рассмотрена теория познания как особый вид рефлексии над знанием, сформулирована идея о включении эпистемологического образа науки в реальный познавательный процесс, проанализированы разные способы этого включения. В своих "мета-эпистемологических" исследованиях. Лекторский изучил разные подходы к разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм, нормативизм, дескриптивизм, натурализм, социологизм) и развил социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ истории науки, истории культуры и социально-культурно интерпретированной психологии. Важную роль в концепции Лекторского играет идея о существовании двух типов субъектов: индивидуального и разных форм коллективных субъектов, отношения между которыми могут меняться. Лекторский известен также как специалист по философской психологии. Он исследовал философские предпосылки психологии теории деятельности, культурно-исторической теории Л. Выготского и генетической эпистемологии Пиаже и раскрыл их связь с общими эпистемологическими проблемами. В последнее время Лекторский критически исследует некоторые догматические стереотипы отечественных исследований в области теории познания (теория отражения, понятие ощущения, восприятия, чувственного познания, сознания и самосознания, разделение субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и др.). Он делает попытку пересмотреть ряд традиционных проблем и принципов классической эпистемологии (проблема "Я", "внутреннее" и "внешнее", субъективное переживание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и др.) в неклассическом ключе, используя коммуникационный подход. Вместе с тем он выявляет связь современных проблем эпистемологии с рядом актуальных проблем социальной философии, философской культуры: гуманизм, толерантность, плюрализм, критицизм, рациональная дискуссия, судьбы рациональности в современной культуре, вера и знание, типы реальности и виды знания и др.

Источник

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского