Ласло Надь (Nagy)

Ласло Надь

(27.06.1857 г. - 25.02.1931 г., Будапешт), венгерский психолог и педагог. Окончил Будапештский университет. Преподавал педагогику в педагогическом училище (Будапешт). Надь - организатор и участник 2-го Общего конгресса по вопросам народного образования (1896 г.), инициатор создания в Будапеште Комитета (1903 г.) и Общества (1906 г.) для изучения детей, редактор журнала "Ребёнок" ("A Gyermek", 1907 г.). Организатор международных научных конгрессов по изучению ребёнка (Гамбург, 1908 г.) и экспериментальной психологии (Берлин, 1912 г.). Впервые в стране Надь создал при педагогическом училище психолого-педагогическую экспериментальную лабораторию (1909 г.). Организатор (1922 г.) и до конца жизни руководитель Педагогического семинара в Будапеште.

Надь оказал значительное влияние на распространение движения нового воспитания в Венгрии (1920-1930 гг.), содействовал организации в Венгрии исследований по дефектологии. В период реформ образования после провозглашения Венгрии республикой разработал проект единой 8-летней общеобразовательной школы.

Центральным вопросом формирования личности Надь считал интерес, благодаря которому воспитываются характер и воля человека. Он различал естественные и искусственные мотивы интереса, относя к последним воспитание и обучение. Отказавшись от следования "формальным ступеням" И. Гербарта, Надь рассматривал как оптимальные для образования человека свободное воздействие внешних влияний через направленный интерес. Обучение, по его мнению, должно строиться соответственно разным ступеням развития детского интереса. Особенно большое значение Надь придавал практической деятельности школьников, несколько переоценивал спонтанность в проявлении интереса ребёнка к обучению.

Д. П. Мансфельд

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия». - Т. 2, 1999. - С. 18.

Труды ученого (источник)

  • Fejezetek a gyermekrajzok lélektanából. Budapest, 1905.
  • A gyermektanulmányozás mai állapota. Budapest, 1907.
  • A gyermek érdeklődésének lélektana. Budapest, 1908.
  • A háború és a gyermek lelke. Budapest, 1915.
  • Az Új Iskola célja, pedagógiai és didaktikai alapelvei, tantervének megokolása. A Gyermek, 1916. 22-31; 285-294. p.
  • A magyar közoktatás reformtervezete. A Gyermek, 1919. 210-215. p.
  • Didaktika gyermekfejlődéstani alapon. (A nyolcosztályú egységes népiskola tanterve. II. rész.) Budapest, 1921.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу