азбука

«Азбука гражданская» и «Юности честное зерцало»

Петровская эпоха известна в российской истории как период самых «крутых» преобразований во всех сферах общественной жизни. Но самой важной заботой Петра I было развитие науки и образования, изменение психологии, быта и нравов русских людей. Петр I тесно связывает устройство школы с целями предпринимаемых им государственных реформ. Задача школы – подготовить образованных граждан и полезных для государства деятелей. Отсюда и светская направленность образования.

Активно развивается книгопечатание. Старый шрифт (церковнославянский) был мало приспособлен для печатания большого числа светских и научных книг. Он прочно связывался в книгопечатании с книгами религиозного содержания. Это привело Петра I к необходимости введения в России нового гражданского шрифта. Переход к гражданскому шрифту подготавливался самой жизнью: постепенно в частной переписке стали исчезать некоторые буквы (юсы, фита, кси, пси, омега и т.д.), упрощалось и выравнивалось написание букв кириллического алфавита. По первоначальному замыслу предполагалось исключить из русского алфавита одиннадцать ненужных букв, но под нажимом духовенства ряд старых букв был восстановлен, и эти знаки использовались при наборе светских книг вплоть до ХIХ века. Рисунки нового шрифта были выполнены в 1707-1708 годах чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра I, а отлиты шрифты на Московском печатном дворе. Окончательно новая азбука была утверждена 29 января 1710 года и воспроизведена в первом букваре Петровской эпохи – «Азбука гражданская с нравоучениями, правлена рукою Петра Великого». В НПБ им. К.Д.Ушинского имеется факсимильное издание этой азбуки 1877 г. с автографом Петра I: «Сими литеры печатать исторические, мануфактурные книги, а которые почерчены в вышеописанных книгах не употреблять».

В « Азбуке» дано «изображение древних и новых письмен славенских «печатных и рукописных». Далее, как и в предыдущих букварях, идут слоги, затем тексты для чтения из Священного писания и на каждую букву алфавита приводятся несколько фраз нравоучительного содержания. Существенным нововведением было изображение арабских и римских цифр, представленных в виде таблицы, изображающей старославянские, арабские и римские цифры по порядку.

«Азбука гражданская» выдержала 10 изданий.

Одной из первых книг, напечатанных гражданским шрифтом, стала книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов. Напечатася повелением царского величества, в Санкт-Петербурхе лета господня 1717 февраля 4 дня». Книга является Книжным памятником петровской эпохи.

Книга имела целью дать юношам дворянского происхождения свод необходимых для общения правил, сформировать новый стереотип поведения светского человека, придерживающегося европейских манер. Но сначала – обучение. Первая часть книги содержит алфавит гражданского шрифта: («Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных»; таблицы слогов («Слоги двописьменные, от согласных начинаемые», «слоги триписьменные»); «Нравоучения от священного писания по алфавиту избранные. Слыши сыне и вразумляйся»; «Число церковное и арифметическое»; «Ино показание великого счисления» – от единицы до «сто тысяч мильон»; «Обявление числа школьного» – таблица, представляющая собой параллельное изображения цифр церковно-славянских, арабских и римских от единицы до 900000, а далее – миллионы арабскими и римскими цифрами. Арабское написание цифр введено указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского (буквенного) обозначения.

Вторая часть книги представляет собой свод правил поведения и этикета, охватывающий все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы (63 статьи – нравоучения). Отдельно выделены главы о том, как молодой человек должен поступать, «когда в беседе с другими сидит» и «между чужими». Отдельная глава посвящена поведению девушек дворянского сословия «Девическое целомудрие».

Это первый в России учебник по этикету. На титуле «Юности честного зерцала» оговаривается, что оно собрано из разных авторов. В Европе в это время уже были распространены подобные руководства, например, «О воспитании нравов детских» («Decivilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского, переведенное на русский язык И.В. Паузе.

Предполагаемый составитель «зерцала» епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В издании принимал активное участие сподвижник Петра I Яков Брюс. Книга выпущена в карманном формате для постоянного ношения при себе. Каждая часть книги имеет свою нумерацию.

«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством к поведению в обществе. Популярность издания была так велика, что в том же году было выпущено еще два издания, в 1719 году книга вышла четвертым изданием и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века. (1)

В 1737 году в делах Академии наук 21 марта записано «Понеже многие разных чинов люди в Академии требуют книги, именуемые «Юности честное зерцало», чего ради оную книгу Академия намерена печать гражданской печатью…». (2)

В Научной педагогической библиотеке имеется факсимильные издания «Юности честного зерцала», вышедшие в 1976 и в 1990 году.

 Л. Н. Аверьянова

____________________

1. Первым тиснением типография при Имп. Акад. наук выпустила книгу в 1737 году.
Вторым тиснением книга вышла «повелением ея императорского величества» в Спб,, при Имп. Акад.наук, 1740.
Третьим тиснением книга вышла «повелением е.и.в. государя Петра Великого блаженныя и вечнодостойныя памяти и ныне третьим тиснением напечатанное». Спб. , при Имп.Акад. наук, 1742.
Четвертым тиснением книга напечатана в Спб, при Имп.Акад.наук, 1745
Пятым тиснением книга вышла там же в 1767 году.
См. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века 1725 – 1800. Том III. Р-Я. – М.: Книга, 1966. – С. 452 -453.
2. Там же. С.452.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: