Платон

Платон

(427, Афины или Эгина, - 347 до н. э., Афины), древнегреческий философ. Ученик Сократа. Ок. 387 в пригороде Афин основал философскую школу - Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, космологию, антропологию и этику, изучались набор математических дисциплин (арифметика, геометрия, стереометрия, астрономия) и риторика. Школа Платона представляла собой открытое объединение учеников и единомышленников вокруг схоларха. Ей предшествовали школы, организованные другими учениками Сократа: школа Евклида в Мегаре, Антисфена в Афинах, а также школа Исократа, которая преимущественно ориентировалась на политическое красноречие и широкий круг гуманитарных дисциплин. В Академии принципиальное значение придавалось математике: членами Академии были геометр и астроном Евдокс Книдский, астроном Гераклид Понтийский, геометр Менехм и другие. Как и школа Исократа, Академия представляла собой не только высшее учебное заведение, но и своего рода политолитический клуб. Платон, подчёркнуто не принимавший участия в полит, жизни Афин, основной задачей своей философской и педагогической деятельности считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Пытаясь осуществить свой идеал, Платон дважды (366 и 361) совершил поездки ко двору сицилийского тирана Дионисия Младшего; поездки закончились неудачей, но до последних дней жизни Платон продолжал разрабатывать план идеального законодательства.

Корпус сочинений Платона включает в себя "Апологию Сократа", 34 диалога, 13 писем, а также 8 диалогов, принадлежность которых Платону отвергалась ещё античными авторами; современные учёные оспаривают подлинность и ряда других сочинений Платона Вероятно (X. Теслеф), большая часть признаваемых неподлинными диалогов были написаны в Академии учениками Платона ещё при его жизни. Подлинные сочинения Платона группируются вокруг двух его центральных диалогов "Государства" (ок. 390-363) и "Законов" (ок. 363-347). Создание "Государства" сопровождалось полемикой Платона и его школы с софистическими теориями воспитания (диалоги "Горгий", "Протагор", "Эвтидем", "Хармид", "Гиппий Больший"), стремлением найти границы и методы воспитательной деятельности ("Менон"), определить роль красноречия в воспитании философа ("Федр"). При создании "Законов" Платон окончательно формулирует порочность софистического воспитания ("Софист"), уточняет набор наук и искусств, необходимых для воспитания философа ("Филеб").

Исходный для Платона-педагога вопрос "Можно ли научить добродетели?" ("Менон", 70а) спровоцирован софистами, утверждавшими, что добродетели можно научить всякого так же, как грамоте, музыке и прочему (софистический трактат 5 в "Двойные речи", 6). Платон выступает как против софистического "ремесленного" подхода к воспитанию, так и против традиционной аристократической установки на врожденность добродетели ("Протагор", 361b-d, "Менон", 99е-100с). Понимая под воспитанием "то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать" ("Законы", 643е), Платон твердо убежден, что правильно решить проблему воспитания можно только с установлением справедливого государственного строя. Поэтому наиболее подробно и специально проблема воспитания рассматривается Платоном в диалогах "Государство" и "Законы".

Правильно устроенное государство, по Платону, состоит из 3 сословий ремесленников, стражей и правителей. Это деление государства на 3 сословия исходит из учения о 3-частном строении души, обладающей вожделеющим, пылким и разумным началом Принадлежность человека к сословию определяется тем, какое начало в нем доминирует, и в соответствии с этим же должно вестись его воспитание в идеальном государстве. Платоном осуществляется его основной педагогический принцип - разные человеческие натуры должны получать разное воспитание. Наиболее подробно Платон говорит о воспитании стражей и философов, из числа которых избираются правители государства.

Формирование ребенка начинается еще во чреве матери, которая во время беременности должна много двигаться и избегать как чрезмерных наслаждений, так и страданий ("Законы", 789е). До 3 лет ребенка следует всячески оберегать, в частности ограждать от боли, чтобы его нрав был веселым и радостным (792b), до 6 лет нужно доставлять детям как можно больше удовольствий, но не баловать и при необходимости наказывать (791е) Следить за воспитанием детей, по Платону, необходимо, "умело направляя удовольствия и страдания" (653е). Чтобы правильно сформировать отношение ребенка к богам и людям, надо правильно отбирать те мифы, которые обычно рассказывают детям кормилицы. Платон рекомендует отбирать из эпической литературы и лирики только то, что будет способствовать формированию у детей благочестия. Из разнообразных музыкальных ладов следует использовать дорийский и фригийский, воспитывающие в человеке мужество и собранность, а изнеживающие и расслабляющие, как например ионийский, исключить. Из музыкальных инструментов Платон предпочитает "инструменты Аполлона" - лиру и кифару, а отвергает многострунные инструменты и флейту ("Государство", ЗЗ6е-412b). Обучение мусическим искусствам, лежащее в основе первоначального воспитания, должно сочетаться с занятиями гимнастикой, которые делятся на упражнения в пляске и борьбе и дают хороший результат только при употреблении скромной и простой пищи Платон считает возможным, чтобы наряду с мужчинами гимнастике, мусическим и военным искусствам обучались и женщины (451с-457с).

Благодаря правильному воспитанию и обучению, подчеркивает Платон, в человеке пробуждаются позитивные природные задатки (424а), поэтому воспитатели должны внимательно продумать нормы поведения своих питомцев научить их правильно относиться к старшим и родителям, продумать их одежду, прическу и прочее (425а и следующие). Однако не мелочная регламентация сделает юношей и дев добродетельными, а умение направить их ум от преходящего и низменного к устойчивому и высокому. Строгий отбор искусств воспитывает душу, а ум формируется благодаря арифметике геометрии, астрономии, музыке (математической дисциплине, имеющей дело с музыкальной гармонией) и диалектике (логике) (521d-535а, ср. "Законы", 817а-822а).

Платон советует внедрять знание не насильственно, а используя игру, в процессе которой можно лучше наблюдать природные наклонности каждого ("Государство" 536d-537а, ср. "Законы", 643b). Им устанавливается строгая возрастная градация воспитания. По Платону, обучение грамоте в государственной школе начинается в 10 лет, с 13 следует начинать обучение игре на кифаре ("Законы", 809е-810а). Для юношей со средними способностями образование заканчивается в 17 или 18 лет, до 20 лет - всеобщая обязательная военная служба. С 20 до 30 лет более способные будут продолжать изучение наук на более высоком уровне, чтобы им стало ясно сродство всех наук между собою и с природой бытия. С 30 до 35 лет самые способные, упорядоченные и стойкие натуры обучаются диалектике, позволяющей им подняться к созерцанию подлинного бытия, и после этого они в течение 15 лет должны заниматься делами государства. Из тех, кто безукоризненно выдержал и это испытание и не поддался соблазнам власти, а сохранил философский склад души, выбирают правителей, которые будут постоянно отбирать и воспитывать подобных им самим. Отсутствие подобной системы правильного воспитания и образования уродует души людей и является причиной возникновения уродливых типов государственного строя ("Государство", 544а и следующие).

Основу педагогических воззрений Платона составляет его твердая уверенность в бессмертии души и душепереселении, а также в том, что "душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни" ("Федон", 107d). С этим связан ряд предлагаемых Платоном методов обучения, в частности обучение путем наводящих вопросов и так называемх повивальных бесед, цель которых - пробудить в душе ученика воспоминание о некогда виденном ею в потусторонней жизни, или, как сформулировал сам Платон, побудить его "найти знание в себе" ("Менон", 85d), помочь душе способного юноши, беременной мыслью, породить плод подлинной мудрости ("Теэтет", 150b-151d). С этим же связано то исключит знание, которое Платон придает воспитанию и образованию только тот, кто должным образом воспитан и научен отличать добро от зла, может в последующем рождении выбрать правильный образ жизни ("Государство", 618b-d). Для Платона воспитание и образование определяют не только правильную социальную организацию людей, но и дают человеку подлинную духовную свободу и возможность правильно ориентироваться в мире непреходящих духовных ценностей.

Историческая форма, в которой выразились педагогические воззрения Платона, в значительной степени объясняется современным ему состоянием общества - кризисом афинской демократии, которой Платон хотел противопоставить государство духовно собранных и морально ответственных за судьбы культуры стражей справедливости и правителей-философов. Платон - родоначальник традиции европейской утопии, в разные эпохи бывшей одной из форм выражения педагогической мысли (ср. Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Гоббс). Не меньшее значение для педагогической традиции имела Академия Платона - образец и прообраз многих учебных заведений позднейшего времени.

Соч.: Opera, ed. I. Burnet, t. 1-5, Oxf., 1956-62; Oeuvres completes, v. l-14, P., 1921-64; в рус. пер. – Соч., т. 1-3, M., 1968- 1972.

Лит.: Новосадский H. И. Пед. идеалы Платона, "Варшавские университетские изв .", 1904, № 1;№ Асмус В. Ф., Платон, M, 1975; Stenzel J., Platon der Erzieher, Lpz., 1928, Hamb., [196l]; Moberlу W., Plato’s conception of education and its meaning for today, L. 1944; Livingstorte R. Plato and modern education, Camb.,1944; Jaeger W. Paideia, Bd. 2, B., 1944; Barrow R. Plato and education, L. 1976; Thesleff H., Studies in Platonic chronology, Hels., 1982.

Ю. А. Шичалин

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия». - Т. 2, 1996. - С. 152-153.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу