Константин Петрович Победоносцев

Константин Петрович Победоносцев

[21.05(02.06).1827 г., Москва, - 10(23).03 1907 г., Петербург], государственный деятель, юрист, публицист, педагог. Окончил Училище правоведения (1846 г.). Служил в Сенате, изучал историю русского гражданского права. В 1859 г. защитил магистерскую диссертацию "О реформах в гражданском судопроизводстве". В 1860-1865 гг. профессор гражданского права Московского университета. Написал свыше 70 статей, 17 книг, перевел 19 книг, посвященных вопросам истории, юриспруденции, педагогики, политики, религиозно-нравственным темам. Издал 11 сборников исторических и юридических материалов. Почетный член Российской и Французской академий наук.

Участвовал в разработке судебной реформы 1864 г. Преподавал законоведение членам царской семьи, в том числе будущим императорам Александру III и Николаю II. Сенатор (1868 г.), член Государственного совета (1872 г.), обер-прокурор Синода (1880 г.).

К 1870-м гг. IIобедоносцев стал убежденным противником реформ императора Александра II, ломавших патриархально-сословный уклад жизни. В 80-х гг., располагая значительным влиянием на Александра III, настоял на повороте правительства к консервативно-охранительному курсу. В 1905 г. подал в отставку со всех постов.

Вопросы педагогики были существенной частью политической программы Победоносцева. Выступая против либеральных установлений, IIобедоносцев в то же время опасался законодательных переустройств, больше надеялся на внутреннее перерождение людей и разные формы духовного воздействия. Важнейшей из них IIобедоносцев считал церковноприходские школы. В результате проводимой IIобедоносцевым политики их число выросло за 1881-1903 гг. в 11 раз (с 4 тысяч до 44 тысяч), в 1884 г. принято специальное положение о церковноприходских школах. Эти учебные заведения были выведены из подчинения Министерства Народного Просвещения и вверены духовному ведомству, фактически они противопоставлялись светской - земской начальной школе. Ядром учебной программы был закон Божий, почти все остальные предметы - церковное пение, русский и церковнославянский язык, чистописание - рассматривались как дополнение к главному предмету. В программу входила также арифметика. Ученики обязательно участвовали в церковной службе (чтении и пении). Руководил обучением священник, ему, как правило, помогали члены клира.

Устройство церковной школы определялось общими педагогическими воззрениями Победоносцева. Он считал, что обучение непременно должно сочетаться с воспитанием, единственно возможной основой которого является религия. Большую роль IIобедоносцев отводил семейному воспитанию в дошкольном периоде, полагал, что родители обязаны наставлять ребенка в началах веры. В школе наряду с законом Божьим IIобедоносцев важное значение придавал древним языкам, а также русскому языку и литературе. Главное для школы, отмечал Победоносцев, - не методики, программы, научные разработки, а "живая личность учителя". В деле подготовки педагога главную роль отводил не специальному образованию, а практическому опыту. Учение, по Победоносцеву, вооружая человека рядом общих правил и отвлеченных формул, может отдалить его от реальной жизни, "знание, само по себе, не воспитывает ни умения, ни воли".

Победоносцев указывал, что школа для народа не должна отрывать выходцев из низших социальных слоев от привычной среды, служить ступенью к среднему и высшему образованию. С помощью просвещения не следует искоренять в народе "безотчетные ощущения и мнения" (предания, традицию), формировать рационалистический подход к миру.

В своих выводах IIобедоносцев опирался на взгляды ученых, педагогов, церковных деятелей консервативной ориентации - французских социологов Ф. Ле Пле и Э. Демолена, английского священника С. Барнетта (1844-1913 гг.). Значительное влияние на IIобедоносцева оказала деятельность H. И. Ильминского и С. А. Рачинского.

Педагогические взгляды IIобедоносцева заметно повлияли на постановку обучения в духовных академиях и семинариях. Преподавание, научный поиск, самостоятельная работа учащихся были здесь стеснены административным контролем, должны были соответствовать устоявшимся взглядам и патриархальным народным воззрениям. Усиливался специальный и прикладной характер духовного образования, оно отдалялось от светской культуры.

Начинания IIобедоносцева в 80-х гг. 19 века были с одобрением встречены многими церковными и обществ деятелями. Ряд выводов IIобедоносцева (например, о связи обучения с воспитанием, о необходимости сблизить школу с церковью) имел важное значение для формирования образовательной политики. Вместе с тем для него характерны стремление сделать церковную школу для народа орудием политического и социального охранительства, чрезмерное недоверие к теории, широкой образованности и к самостоятельному духовному поиску. Преобразования IIобедоносцева в системе духовно-учебных заведений вызвали общественное недовольство.

Литература: Розанов В. В., Скептический ум, в его книге Около церковных стен, т 1, СПБ, 1906, Григоровский M. С., Педагогические воззрения К. II. Победоносцева, Киев, 1909, Доброславский В., К. II. Победоносцев в своих педагогических воззрениях, Харьков, 1911, Тебиев Б. К., К. II. Победоносцев: легенда и реальность, СП, 1991, № 3, Полунов А. Ю., Церковная школа для народа в конце XIX в, "Журнал Московской патриархии", 1993, № 6.

А. Ю. Полунов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, С. 155.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу