Виктор Николаевич Сорока-Росинский

Виктор Николаевич Сорока-Росинский

[13(25).11.1882 г., Новгород-Северский, ныне Черниговской области - 04.10.1960 г., Ленинград], педагог. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета (1906 г.) работал в Военно-медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. Одновременно преподавал историю и литературу в средних учебных заведениях Петрограда (в 1918-1920 гг. в училище Путиловского завода). В 1920-1925 гг. возглавлял "Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых" (известный, главным образом, под названием "Школа-коммуна им. Ф. М. Достоевского", ШКИД); в 1925-1928 гг. директор школы для трудных подростков; одновременно методист Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми; преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педологическом институте (в 1933-1936 гг. научный сотрудник института), в средних школах Ленинграда (до 1942 г. и после 1948 г.); с 1942 г. в эвакуации, преподавал в Горно-Алтайском педагогическом училище, в Пржевальском педагогическом институте.

Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников Сорока-Росинский относил к "супранормному-эндогенному типу", т.е. к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей Сорока-Росинский предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков. Главным в воспитательно-учебном процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную "дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети". Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.

Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины) педагогов и воспитанников - обогащавших друг друга индивидуальностей Сорока-Росинский обобщил в работах (не опубликованы) "Лекции по коллективной педагогике", "Учение о строении и развитии школьных коллективов", "Введение в коллективную педагогику". К основным стадиям формирования коллектива он относил сборище, стадность, организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели. Анализируя проблему наказания в воспитании, Сорока-Росинский пришёл к выводу о необходимости постепенного перехода от стадии развития коллектива, на которой преобладали принудительные меры воспитания, через формирование коллективной ответственности и выборности к высшей стадии - самодеятельности и самоорганизации воспитанников. Самовоспитанию Сорока-Росинский всегда придавал большое значение, ещё в работе "Психология и самовоспитание" (1907 г.) он ставил вопрос о создании специальной науки - автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность. К работе в ШКИД стремился привлечь творчески работающих педагогов. Одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию "пород" учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). К сожалению, из-за расхождения в педагогических взглядах с официальными педагогическими инстанциями Сорока-Росинский вынужден был покинуть ШКИД. Многие выпускники стали журналистами, учёными, писателями. Некоторые из них создали художественные произведения о ШКИД (Белых Г., Пантелеев Я., «Республика ШКИД», 1927 г.; Ольховский П., Евстафьев К., «Последняя гимназия», 1930 г.). Талантливо написанные повести не всегда адекватно освещали педагогический опыт школы и в конце 50-х гг. Сорока-Росинский написал воспоминания "Школа им. Достоевского" (не окончены), в которых объективно показал жизнь ШКИД.

Исследовал проблемы создания русской школы как национального феномена. Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея - народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям - Родине, благо народа. По мысли Сороки-Росинского, "воспитание превращается в долг каждого - и для воспитывающего и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом" («Педагогические сочинения», 1991, с. 121). Он осуждал националистическое воспитание, проповедующее нетерпимость к другим нациям.

Со 2-й половины 30-х гг. Сорока-Росинский занимался вопросами методики преподавания русского языка и литературы, изучением русского языка в нерусской школе. Ещё в дооктябрьский период им были сформулированы положения о типе детской книги - стилизация под примитивизм, но в изящной форме; фокусирование внимания на действиях, особенно героических; показ сильных энергичных личностей; отказ от нравоучений и т. д. - не потерявшие актуальности для современной практики издания детской литературы. В преподавании русского языка подчёркивал приёмы, стимулирующие максимальное развитие активности, инициативы учащихся, умение быстро и самостоятельно ориентироваться и другие, которые выводил из "Суворовской педагогики". Подготовил книги "Построение и ведение урока русского языка в средних классах", "Обучение выразительному чтению в средних классах", проспект учебника грамматики (не опубликован). Большинство рукописей Сороки-Росинского погибло в эвакуации или было утрачено позднее.

Литература: Кабо Л., Жил на свете учитель, М., 1970; Губко А. Т., В. Н. Сорока-Росинский, «Советская педагогика», 1982, № 6.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 358-359.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: