Иоганнес Штурм

Иоганнес Штурм (Sturm)

(01.10.1507 г., Шлейден, Рейнланд-Пфальц, - 03.03.1589 г., Страсбург), педагог-гуманист. После окончания школы в Льеже учился в Лёвенском университете (1524-1529 гг.). Преподавал в Коллеж де Франс в Париже (1530-1536 гг.). В 1537 г. приглашён городским магистратом Страсбурга для организации учёной школы. В 1538-1567 гг. руководил протестантской гимназией, куда дети поступали после двухгодичного подготовительного обучения (основной курс длился вначале 7, а затем 8 лет). В 1567 г. гимназия Штурма преобразована в академию, которую Штурм возглавлял до 1581 г. (отстранён от должности из-за разногласий с городскими властями). Деятельность Штурма - первый опыт массового обучения в средней школе. Основные цели обучения в гимназии Штурм видел в достижении "мудрого благочестия", обширных знаний и красноречия. Используя опыт организации льежской школы, Штурм разделил гимназистов (свыше 600 человек) на классы по годам обучения; при необходимости каждый класс делился на учебные группы по 10 человек во главе со старшим учеником (прообраз монитора в Белл-Ланкастерской системе обучения). В гимназическом курсе Штурм чётко отграничил друг от друга учебные предметы: латынь и греческую грамматику, чтение (классических произведений греческой и римской литературы), риторику, диалектику. Языком обучения была латынь. С конца 70-х гг. Штурм допускал изучение и "реальных" предметов, но только на основе произведений "классических" авторов. Преподавание велось по классно-урочной системе, в соответствии с разработанным впервые Штурмом детальным учебным планом. Опыт Штурма доказал эффективность классно-урочной системы обучения, которая позже была всесторонне обоснована Я. А. Коменским. Штурм разработал методику преподавания древних языков, выделив ступени их освоения: знание правил грамматики; умение привести пример; умение подражать. Автор учебников, хрестоматий и др. В педагогических сочинениях (как и другие его труды, на латинском языке) дал описание учебного процесса в гимназии, основные элементы которого сохранялись почти до конца 19 века.

Литература: Laas E., Die Padagogik des J. Sturm, B., 1872; Hettwer H., Herkunft und Zusammenhand der Schulordnungen..., Meinz, 1964.

А. И. Пискунов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 596.

В фонде библиотеки имеется следующая публикация о нем:

01/E-56
Ziegler T. Sturm, Johann // Encyklopaedisches Handbuch der Paedagogik: 9. Bd. - Langensalza, 1909. - S. 32-41.