Карл Юрьевич Цируль (Циpулис)

(25.10.1857 г., деревня Баложи Рижского уезда, ныне Латвия, - 1924 г., Петроград), педагог, деятель в области трудового обучения, один из основателей русского мануализма. По окончании прибалтийской учительской семинарии работал учителем истории и географии в Дундагском приходском училище Курляндской губернии (ныне Латвия). Окончил Санкт-Петербургский учительский институт (1883 г.) и в 1884-1912 гг. преподавал в нем ручной труд. В 1915 г. в связи с предполагаемой реформой средней школы по проекту П. H. Игнатьева возглавил подкомиссию по ручному труду. После Октябрьской революции преподавал в Петроградском педагогическом институте (ныне Российский педагогический университет) и в школе II ступени.

Ознакомившись с системами ручного труда - "шведской" ("слойдом") О. Саломона (для ее изучения в 1884 г. по предложению И А Вышнеградского и К. К. Сент-Илера был командирован в Швецию) и с "русской" Д. К. Советкина, стал активным сторонником введения ручного труда в школах и учительских семинариях. Организовал около 40 курсов для учителей в разных городах России. Деятельность Цируля и его единомышленников (Н. В. Касаткин, И. К. Карель, Сент-Илер, E. К. Соломин, H. П. Столпянский, В. И. Фармаковский и др.) способствовала тому, что ручной труд как общеобразовательный предмет вошел в учебные курсы российских учительских институтов, семинарий, городских и сельских училищ.

Теоретически обосновал значение ручного труда как общеобразовательного предмета русской народной школы, разработал его дидактические, общепедагогические и методические основы, проанализировал историю ручного труда за рубежом и в России. Рассматривал ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деятельности. Мануализм Цируля был первым шагом к идее деятельностного подхода в обучении, выявления и раскрепощения творческого потенциала личности. Отдавая приоритет воспитывающей, развивающей функции ручного труда, Цируль видел в нем важнейшее орудие формального развития личности, способствующее пробуждению потребности в труде, выработке у учащихся общетрудовых навыков, самостоятельности, организованности, точности, прилежания, художественного вкуса и т. п.

Создал предметно-операционную систему школьного обучения ручному труду, в которой основное внимание уделялось постепенному усложнению трудовых задач, овладению приемами и инструментами, а в итоге - изготовлению усложняющихся практически полезных конкретных вещей. Разработал 4 курса ручного труда - для младшего, среднего и старшего возраста, для сельских школ, а также курс работ по металлу. К важнейшим дидактическим принципам относил опору на интерес учащихся, наглядность, развивающий характер обучения, сотрудничество учителя и учащегося и др. Программа подготовки учителя ручного труда включала вопросы истории, теории и методики ручного труда в России и других странах, техники и технологии производства, практическую и методическую подготовку. Сторонники утилитарного направления критиковали Цируля за приоритетное внимание к формальному, развивающему началу над материальным, предметным. В целом система была одобрена и получила официальный статус в учебных заведениях России, сыграв важную роль в становлении российской "трудовой школы".

Цируль принимал участие в съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (руководитель секций ручного труда на 1 - 3-м съездах, 1889-1904 гг.), Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1898 г.), в международных конгрессах по ручному труду. Один из инициаторов создания Российского общества педагогического ручного труда и его председатель (1909 г.) Основал журнал "Трудовое воспитание" (СПБ, 1914 г.).

Литература: Карелль И. К., К. Ю. Цируль, M, 1908, Сент-Илер К. К., О преподавании ручного труда в Санкт-Петербургском учительском институте и о сравнительной оценке существующих систем ручного труда, СПБ, 1890, Доватор P. Л., Из истории трудового воспитания и обучения в России, M, 1976, Котряхов H. В., Педагогический ручной труд в русской школе, СП, 1985.

E. Г. Осовский, H. И. Еналеева

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 557.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу