Ян Вермеер

Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) (Jan Vermeer van Delft)

(31.10.1652, Делфт, Нидерланды - 15.12.1675, там же), нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета, символически олицетворяющих Голландию "золотого" XVII в. Родился в Делфте в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели, а также торговлей картинами. В 1653 г. Вермер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Испытал значительное влияние К. Фабрициуса. Большое влияние на творчество Вермера оказал голландский мастер жанровой живописи П. де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. В 1653 г. Вермер женился на К. Болнес из деревни в окрестностях Делфта. У Вермера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. В 1662-1671 гг. состоял деканом гильдии делфтских художников. Ранние картины на мифологические и евангельские темы ("Диана с нимфами"; "Христос у Марии и Марфы") свидетельствуют о влиянии итальянского барокко. Позднее обращался исключительно к мотивам окружающей жизни, придавая им по-своему мифологическую, полную тонких поэтических аллюзий окраску. Свидетельством безусловной творческой зрелости служит композиция "У сводни" (1656 г.), – сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, равно как и на фактуре вещей, Вермер превратил здесь бытовую сцену в романтическое таинство любви. Героини Вермера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями; все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное умение мастера передать атмосферу жилой среды, вкрадчиво привлекающей зрителя на роль кавалера. Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит неяркий дневной свет, являющийся в то же время "естественным светом разума", постигающего загадки натуры. К лучшим произведениям, написанным в основном в конце 1650-1660-х гг., принадлежат "Девушка с письмом", "Женщина у окна", "Солдат и смеющаяся женщина", "Дама, примеряющая ожерелье", "Служанка с кувшином молока" (1663 г.), "Кружевница" (1665 г.). Особой, по-своему автобиографичной сложностью своего образного строя выделяется "Мастерская живописца". Применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру (прибор; до изобретения фотоаппарата применялась для точных натурных зарисовок)– в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины – в своих городских видах Вермер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией ("Улочка", 1658 г.; и "Вид Делфта", 1661 г.). Некоторые его картины представляют собой обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственной Души, – как бы тоскующей на темном, "ночном" фоне в "Девушке с жемчужиной" (1665 г.), – либо, напротив, образами пытливого и мужественного Разума – в поздних "Географе" (1669 г.) и "Астрономе" (1668 г.). Еще при жизни художника за картины Вермера платили очень хорошие деньги. В основном Вермер писал для своих заказчиков-меценатов. Работая, вероятно, достаточно медленно (до нас дошло немногим более 30 картин), для поддержания большой семьи художник вынужден был в поздний период по примеру отца заняться антикварной торговлей. Похоронен Вермер в Делфте. Ярко индивидуальное искусство Вермеера не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX в. Сегодня его имя стало не менее культовым, чем имена таких его соотечественников, как Рембрандт и Ф. Халс.

Источник

Почитать о художнике подробнее и посмотреть его картины можно на сайтах:
Вермеер Дельфтский
Вермеер Ян Делфтский