Александр Исаакович Никифоров

Александр Исаакович Никифоров

[09(21).06.1893 г., С.-Петербург, – 21.04.1942 г., Ленинград], филолог и этнограф. Окончил Петроградский университет (1917 г.). С 1919 г. вел практические занятия по литературоведению в Казанском высшем педагогическом институте. В 1922-1930 гг. вел научную работу в Ленинграде, сотрудничал в Научно-исследовательском институте сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока при Ленинградском университете, Толстовском музее, Институте истории искусств, Институте речевой культуры. В 1930-1936 гг. преподавал в Ленинградской промышленной академии. С 1936 г. профессор Ленинградского педагогического института (вел курсы фольклора и древнерусской литературы, палеографии).

В книге «Этнография в школе» (1926 г.), а также в отдельных статьях в педагогических изданиях («Журнал Министерства народного просвещения», «Ученые записки Ленинградского педагогического института») выдвинул идею введения в школе этнографии как особого педагогического метода, призванного сблизить образование с практическими народными представлениями, связать научные знания и жизненные впечатления, а также сформировать активное, творческое отношение учащихся к окружающему миру, способствующее развитию наблюдательности и культуры мышления. Опираясь на высказывавшиеся в конце XIX - начале XX вв. идеи о возможности соединения обучения родному языку и словесности с наблюдениями над живой речью, Никифоров предложил распространить этот принцип и на изучение других школьных предметов. Сущность этнографического метода в преподавании заключается, по мысли Никифорова, в соединении изучения каждого предмета с освоением народной культуры (традиционных представлений, верований, фольклора) путем самостоятельного собирания учащимися соответствующего материала по специальным программам. Никифоров составил 66 программ, охватывающих различные стороны народной жизни. Ориентированные на потребности школьного курса, программы предусматривали при этом вариативность, учитывающую реальные возможности ребенка и его индивидуальные интересы. Вместе с тем Никифоров отказался дать развернутую систему методических указаний для применения этнографического метода в школьных программах, указывая на новизну постановки вопроса и невозможность предварительных обобщений.

Литература: Пропп В. Я. А. И. Никифоров и его «Севернорусские сказки» // Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова. M.; Л., 1961.

А. А. Астахова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 52.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу