Николай Платонович Огарёв

Николай Платонович Огарёв

[24.11(06.12).1813 г. – 31.05(12.06).1877 г.], русский общественный деятель, публицист, поэт. Родился в Петербурге. Из дворян. С 1830 г. учился в Московском университете, где вокруг Огарева и его друга А. И. Герцена возник студенческий кружок, ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 г. Огарев вместе с некоторыми другими участниками кружка был арестован, в апреле 1835 г. сослан в Пензенскую губернию. С 1839 г. получил разрешение жить в Москве. С 1840 г. печатал стихи, сочувственно встреченные В. Г. Белинским. 1841-1846 гг. провёл большей частью в Германии, Италии, Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца 1846 г. жил в Пензенском имении. В 1850 г. вновь арестован, но вскоре освобожден. В 1856 г. эмигрировал в Великобританию.

Мировоззрение Огарева складывалось главным образом под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Ф. Шиллера, идей западноевропейского утопического социализма. Позднее, изучая немецкую классическую философию Гегеля и Фейербаха и естественные науки, Огарев критически воспринял гегелевскую диалектику в революционно-практическом духе и пришёл к философско-материалистическому мировоззрению. В идейной борьбе 1840-х гг. вместе с Белинским и Герценом стоял во главе формирующегося революционно-демократического направления. Более глубокое проникновение Огаревым в конце 1840-х гг. в экономические условия жизни русского народа, переоценка им под влиянием поражения Революции 1848 г. западноевропейского утопического социализма привели его к выводу о необходимости революционно-демократической борьбы с существующим в России строем.

Поселившись в Лондоне, Огарев присоединился к начатой Герценом революционной пропаганде и возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов издания "Колокола" (1857-1867 гг.), на страницах которого выдвигал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права: предоставление крестьянам той земли, которой они фактически владели; уничтожение чиновничества и введение выборного суда и управления; ликвидация цензуры; отмена рекрутства и сокращение войска; свобода вероисповедания и полная гласность. Теория "русского социализма", выдвинутая Герценом, получила в статьях Огарева дальнейшее развитие. Главное отличие социально-политической истории России от истории западноевропейских народов он видел в сохранении в Российской империи коренных основ народного быта (общины), не затронутых государством, возникшим, по мнению Огарева, лишь из-за необходимости борьбы с монголо-татарским игом. Не признавая существования в России феодализма, Огарев считал, что принцип частной помещичьей собственности на землю, как и государственное устройство по европейскому образцу, наука и культура, привнесены в русскую жизнь Петром I. Огарев выступал за создание на основе общинного строя народного демократического государства, федеративной республики самоуправляющихся общин, группирующихся в волости и уезды. "Записка о тайном обществе", написанная Огаревым, содержала развёрнутый план организации общественных сил в целях коренного преобразования социального и политического строя России. В статьях и прокламациях Огарев развивал идею крестьянской революции, как организованного, сознательного, руководимого действия. Огарев энергично поддерживал Польское восстание 1863-1864 гг. В конце 1850-х – начале 1860-х гг. Огарев участвовал в подготовке и создании общества "Земля и воля". В целях прямой пропаганды в народе Герцен и Огарев создали газету "Общее вече" (1862 г.).

С переводом Вольной русской типографии в 1865 г. из Лондона в Женеву Огарев переселился в Швейцарию. В 1869-1870 гг. участвовал в пропагандистско-агитационной кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева, а также в нечаевском "Колоколе". Итоги своих теоретических исканий Огарев подвёл в "Ответах на статью Герцена «Между старичками» и на брошюру Бакунина «Постановка революционного вопроса»" (1869 г.). Признавая внутреннюю необходимость и закономерность исторического процесса, Огарев решающую силу прогресса видел не в распространении знаний, как он считал ранее, а в революции. Однако он недооценивал значения её экономических предпосылок, что отражало углубление народнических тенденций в его социалистических воззрениях.

Романтическая лирика Огарева первых пятнадцати лет творчества пронизана поисками истины, справедливости, свободы, стремлением постичь законы мира. Пессимистические черты лирики Огарева выразились в цикле "Монологи" (1844-1847 гг.). Однако они содержали не только "гамлетовские" мотивы, но и веру в будущее, идею отрицания как прогрессивную силу. Для лирики Огарева характерны также публицистические тенденции. Поэма "Юмор" (ч. 1-2, 1840-1841 гг., опубликована в 1857 г. в Лондоне; ч. 3, 1867-1868 гг., опубликована в "Полярной звезде" за 1869 г.) занимает центральное место в поэтическом наследстве Огарева. В ней сочетаются лирический монолог и дружеская беседа, письмо и дневник; исповедь с политической сатирой. В эмиграции поэзия Огарева стала частью его революционной борьбы. В литературно-критических работах он обосновывал идею общественного назначения поэзии. В статьях об искусстве и литературе Огарев пропагандировал идеи реализма.

В 1873 г. Огарев вновь переехал в Великобританию. В последние годы жизни сблизился с П. Л. Лавровым. Умер в Гринвиче близ Лондона, где и был похоронен. В марте 1966 г. прах Огарева перевезён в Москву на Новодевичье кладбище.

Литература: Герцен А. И. Былое и думы. Собр. соч., т. 8-11. М., 1956-57; Иовчук М. Т. Философские и социологические взгляды Н. П. Огарева. М., 1957; Путинцев В. А. Н. П. Огарев. Жизнь, мировоззрение, творчество. М., 1963; Линков Я. И. Революционная борьба А. И. Герцена и Н. П. Огарева и тайное общество "Земля и воля" 1860-х гг. М., 1964; Рудницкая Е. Л. Н. П. Огарев в русском революционном движении. М., 1969; Тараканов Н. Г. Н. П. Огарев. Эволюция философских взглядов. М., 1974.

Е. Л. Рудницкая

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 18, 1974, с. 283.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского