Станислав Теофилович Шацкий

Станислав Теофилович Шацкий

[01(13).06.1878 г., с. Воронино, ныне в Смоленской области, – 30.10.1934 г., Москва], педагог. Окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета (1903 г.). Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 г. организовал общество «Сетлемент» (совместно с А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер и др.), которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с супругой – В. Н. Шацкой организовал на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В 1919-1932 гг. руководил работой Первой опытной станции по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР, имевшую сельское отделение в Калужской области, куда вошла колония «Бодрая жизнь», и городское отделение в Москве. Член учебно-педагогической секции Государственного ученого совета (с 1921 г.) и коллегии НКП РСФСР (с 1929 г.). В 1932-1934 гг. директор Московской консерватории и руководитель Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР.

Основное место в педагогическом творчестве Шацкого в начале XX в. занимала культурно-просветительская работа с населением, прежде всего с детьми. Шацкий сплотил группу педагогов-энтузиастов, осуществил опыт постановки внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Шацкий вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия. Приступил к изучению проблем детского коллектива. Содержание и методы работы с детьми Шацкий изложил в монографии «Бодрая жизнь» (1914 г., совместно с В. Н. Шацкой). Занимался дошкольной педагогикой.

После 1917 г. Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. Организовал на базе педагогического коллектива Первой опытной станции научную школу, которую представляли В. Н. Шацкая, Л. К. Шлегер, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, Н. О. Масалитинова, М. Н. Скаткин, Л. Н. Скаткин, Н. П. Кузин и др. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Шацкого легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

Утверждая органичную связь современной школы с обществом и окружающей средой, Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс Шацкий строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации. Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. По Шацкому, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, организует жизнь детей деловое самоуправление, эстетические чувства формируют искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Эксперименты Шацкого позволили ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процесса школы в масштабах государства. Идея Шацкого предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной жизни. Осуществить эту задачу Шацкий считал возможным лишь на демократических принципах организации школы. По мысли Шацкого, переход от нормативной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии Шацкий отводил учителю роль не только организатора, но исследователя детской жизни. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Шацкий с новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства».

Под системой эстетического воспитания Шацкий понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих потенций личности, коллектива, народных масс. Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных практических и эмоционально-эстетических процессов.

Воздействие искусства у Шацкого не ограничивается простой функцией взаимодействия произведений искусства и зрителя, слушателя. Искусство открывает перед человеком суть бытия, позволяет выйти за пределы обыденных эмоций, эмпирического опыта, и этот ценностный потенциал искусства Шацкий включал в механизм внутренней детерминации человека. Искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

На всех этапах деятельности Шацкий занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой. Педагогический коллектив Шацкий рассматривал как творческую организацию коллег-единомышленников.

Литература: Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. – М., 1960; О С. Т. Шацком: статьи и воспоминания / под ред. Л. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. – М., 1961; Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого / под ред. В. Н. Шацкой, Л. Н. Скаткина. – М. 1976; Скаткин М. Н. С. Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. – М., 1977.

Ф. А. Фрадкин, К. В. Кулаев

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 575-576.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского