Алексей Викторович Щусев

Алексей Викторович Щусев

[26.09(08.10).1873 г., Кишинев, – 24.05.1949 г., Москва], русский и советский архитектор, заслуженный архитектор СССР (1930 г.), академик Академии наук СССР (1943 г.). Учился в петербургской Академии художеств (1891-1897 гг.) у Л. Н. Бенуа (с 1910 г. академик Академии художеств). Директор Третьяковской галереи (1926-1929 гг.), организатор и директор (1946-1949 гг.) Музея архитектуры в Москве. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913-1918 гг.), Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1920-1924 гг.), Московском архитектурном институте (1948-1949 гг.) и др. В ранних произведениях творчески перерабатывал наследие древнерусского зодчества: реконструкция церкви Василия (XII в.) в Овруче, Марфо-Марьинская обитель (1908-1912 гг.), комплекс Казанского вокзала (начат в 1914 г.) в Москве и др. Особенно многообразно творчество Щусева в советское время. Щусев принимал участие в разработке плана реконструкции Москвы (1918-1925 гг.), был главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1922-1923 гг.). Под некоторым влиянием конструктивизма созданы произведения 1920-х гг. – Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи (1927-1931 гг.), здание Наркомзема в Москве (ныне Министерство сельского хозяйства, 1928-1933 гг.). Известнейшим произведением зодчего является Мавзолей В. И. Ленина в Москве. Мавзолей был спроектирован в очень короткие сроки, и в 1924 г. завершилось строительство деревянного сооружения, замененного в 1930 г. аналогичным по своим композиционным особенностям гранитным монументальным сооружением (техническими исполнителями замысла Щусева под его руководством были архитекторы Ю. А. Дульгиер, Л. Б. Карлик, В. А. Михайлов, А. К. Ростковский, И. А. Француз, Г. К. Яковлев). Органично вписавшийся в ансамбль Красной площади, он не только представляет собой мемориальное сооружение большой впечатляющей силы, но является и парадной трибуной. Творчество Щусева 1930-х - 1940-х гг. характеризуется стремлением развивать прогрессивные традиции архитектуры прошлого. С использованием элементов классической архитектуры выстроены здание гостиницы "Москва" (1932-1938 гг., с соавторами), Москворецкий мост (1936-1938 гг.), административное здание на Лубянской площади (1946 г.) – все в Москве, и др. Мотивы грузинского национального зодчества применены в здании филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси (1938 г.), узбекского - в здании Большого театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (1938-1947 гг.), элементы русского зодчества XVII в. – в оформлении станции московского метрополитена "Комсомольская-кольцевая" (открыта в 1952 г.). Значительное место в деятельности Щусева занимают градостроительные работы: проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., – Истры (1942-1943 гг.), Новгорода (1943-1945 гг.), Кишинева (1947 г.). Щусев – автор более 200 научных работ и статей, затрагивающих широкий круг проблем архитектуры. Государственная премия СССР (1941 г., 1946 г., 1948 г., 1952 г.). Награжден орденом Ленина, двумя другими орденами, а также медалями.

Литература: Произведения А. В. Щусева... [альбом]. М., 1954; Дружинина-Георгиевская Е. В., Корнфельд Я. А. Зодчий А. В. Щусев. М., 1955 (лит.); Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. М., 1978.

К. Н. Афанасьев

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 545.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу