Владимир Григорьевич Шухов

Владимир Григорьевич Шухов

[16(28).08.1853 г., г. Грайворон, ныне Белгородской обл., – 02.02.1939 г., Москва], русский инженер и учёный, почётный академик (1929 г.; член-корреспондент 1928 г.), Герой Труда (1932 г.). Член Всероссийского центрального исполнительного комитета (1927 г.). По окончании Московского высшего технического училища (1876 г.) был командирован в США. В 1877-78 гг. начальник чертёжного бюро Варшавской железной дороги в Петербурге, с 1878 г. главный инженер технической строительной конторы в Москве. После Октябрьской революции 1917 г. работал в строительной конторе завода "Парострой" (Москва), затем на самом заводе.

Основные труды по технике нефтяной промышленности, теплотехнике и строительному делу. Автор или соавтор ряда патентов на промышленные установки по переработке и использованию нефти. В 1891 г. запатентовал промышленную установку для перегонки нефти с разложением на фракции под действием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе (Шухов признан изобретателем крекинг-процесса). Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретённой им распыливающей форсунки (1880 г.), позволившей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом производства. Разработал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха. Произвёл расчёты и руководил строительством первого в России нефтепровода (от Балаханских нефтяных промыслов до Баку, 1878 г.), несколько позже в Баку же создал первый в мире мазутопровод с подогревом. Под руководством Шухова спроектировано и построено первое в России металлическое нефтеналивное судно. Шухов ввёл в практику клёпаные резервуары для хранения нефти. Решение задачи о наивыгоднейших размерах резервуаров, полученное Шуховым, широко применяется во многих отраслях промышленности.

Научная и инженерная деятельность Шухова относится к самым различным областям техники. Он создал водотрубные паровые котлы, получившие мировую известность. Разработал конструкции лёгких, экономичных перекрытий: висячие сетчатые, перекрывающие площадь в несколько тысяч квадратных метров, металлические арочные (перекрытие платформ Киевского вокзала в Москве); сетчатые своды и своды двоякой кривизны с пролётами до 40 м. По проектам Шухова сооружено около 200 башен оригинальной конструкции в нашей стране и за рубежом (в т. ч. Шаболовская радиобашня в Москве). Под руководством Шухова спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и др.), большое число сооружений и конструкций: зерновые элеваторы, доменные печи, плавучие ворота сухого дока, вращающаяся сцена Московского художественного академического театра и др. По проекту Шухова и под его руководством осуществлен подъём наклонившегося минарета медресе Улугбека в Самарканде. Шухов принимал участие в разработке и производстве нескольких типов мин с сетями заграждения, минных взрывателей, платформ для тяжёлых орудий. Премия им. В. И. Ленина (1929 г.).

Литература: Лейбензон Л. С. Владимир Григорьевич Шухов // Люди русской науки. М., 1965; Конфедератов И. Я. В. Г. Шухов. М.; Л., 1950; Лопатто А. Э. Почётный академик Владимир Григорьевич Шухов – выдающийся русский инженер. М., 1951.

В. В. Новиков

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 523.

В фонде библиотеки имеется следующее издание: