Дмитрий Андреевич Толстой

Дмитрий Андреевич Толстой

[01(13).03.1823 г., Москва, - 25.04(07.05).1889 г., Петербург], граф, государственный деятель, историк. Окончил Александровский лицей (1842 г.). Служил в канцелярии императрицы по управлению учебными и благотворительными заведениями. С 1847 г. чиновник особых поручений при Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, с 1851 г. вице-директор департамента в Министерстве внутренних дел. В 1853-1860 гг. директор канцелярии морского министра (в 1853 г. статский советник). В сентябре 1860 г. - декабре 1861 г. - член Главного правления училищ и управляющий департаментом Министерства народного просвещения. В 1861-1865 гг. сенатор. С 1864 г. принимал участие в работе советов женских воспитательных обществ. За работу по истории римской католической церкви в России (1864 г.) удостоен докторской степени в Лейпцигском университете.

В 1865-1880 гг. обер-прокурор Святейшего Синода, одновременно в 1866-1880 гг. министр народного просвещения.

Увлекаясь в молодости либеральными идеями (был другом А. Н. Плещеева до ссылки последнего, товарищем M. Е. Салтыкова-Щедрина, одним из ближайших сотрудников морского министра - либерально настроенного великого князя Константина Николаевича), по-видимому, уже к концу 1850-х гг. перешёл на консервативные позиции: выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранять в обществе свои политические позиции и культурно-нравственное влияние.

При участии Толстого проведена реформа православных учебных заведений (1866-1869 гг.), выпускники получили право поступать в учебные заведения гражданских и других ведомств, были обновлены учебные программы, главным образом за счёт расширения курсов общеобразовательных предметов, введения педагогики, увеличения количества учебных часов на древние языки. При Святейшем Синоде учреждён Училищный комитет. Признавая роль духовенства в нравственном воспитании народа, Толстой считал невозможной передачу в его руки всего начального образования. Вместе с тем правильно поставленную систему образования считал важнейшим инструментом для предотвращения распространения революционных идей.

В годы министерства Толстого проведены образовательные реформы, определявшие облик российской школьной системы почти до начала 20 века. Приняты Устав гимназий и прогимназий (1871 г.), преследовавший цель повысить уровень подготовки поступающих в университеты, но на деле укрепивший позиции так называемого классицизма в среднем образовании и привилегии дворянства, Положение о городских училищах и учительских институтах (1872 г.), упорядочившее систему обучения детей из различных слоев городского населения, Положение о начальных народных училищах (1874 г.), давшее основу для расширения сети государственных школ в сельской местности; получили правовую базу деятельности реальные учебные заведения; учреждены высшие женские курсы, женские гимназии и прогимназии. Были также введены Правила о мерах к образованию инородцев (1870 г.), распространившие систему Н. И. Ильминского, Положения о так называемых казённых еврейских училищах и др. Активно велась подготовка нового университетского устава. Толстой считал необходимым государственный контроль за содержанием и процессом обучения и воспитания, был сторонником жёсткой дисциплины в учебном заведении. Добивался унификации учебных программ, укрепления единоначалия в учебных заведениях, усиления роли губернского дворянства в надзоре за средним и начальным образованием. Устойчивого интереса к педагогическим проблемам Толстой не имел, назначение на посты обер-прокурора Святейшего Синода и министра народного просвещения рассматривал главным образом как ступени административной карьеры. При разработке правительственной политики в области образования испытывал сильное влияние М. Н. Каткова и К. М. Леонтьева.

Стремление сохранить государственный контроль за народным просвещением объясняет некоторую противоречивость политики Толстого в конкретных вопросах. Так, относясь отрицательно к высшему женскому образованию, участию государства в организации начального обучения, он в условиях пореформенной России был вынужден выделять субсидии высшим женским курсам, пойти на создание образцовых сельских "министерских" училищ и учительских семинарий.

Автор исследований по истории образования: "Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 г." и др. (опубликовано в сборнике Отделения русского языка и словесности Петербургской академии наук). В них использовал многие архивные источники, некоторые полностью опубликовал.

С 1882 г. министр внутренних дел и одновременно президент Петербургской академии наук.

Литература: Рождественский С. В., Исторический обзор Министерства народного просвещения за 100 лет. 1802-1902, СПБ, 1902; Феоктистов Е., За кулисами политики и литературы, М., 1991.

К. Г. Боленко

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 440-441.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу