Поль Сезанн

Поль Сезанн (Cézanne)

(19.01.1839 г., Экс-ан-Прованс, – 22.10.1906 г., там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858 – 1862 гг.) и Академию Сюиса в Париже (1861 – 1865 гг.). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. С 1874 г. участвовал в нескольких их выставках; постоянно (кроме 1882 г.) отвергался жюри Салона. В ранних работах Сезанна сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен ("Оргия", 1864-1868 гг., частное собрание, Париж; "Убийство", 1867-1870 гг., галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произведениях Сезанна 1860-х гг., с их тяжеловатой "вещественностью" письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе ("Печка в мастерской", 1865-1868 гг., частное собрание, Лондон). С 1870-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг. Сезанн начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: Сезанна интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы ("Дом повешенного в Овере", 1872-1873 гг., "Поворот дороги", оба произведения – в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, Сезанн стремится к созданию "классического" искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879-1882 гг., Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции ("Пьеро и Арлекин", 1888 г., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), пейзаже ("Гора Сент-Виктуар", 1900 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург) или натюрморте ("Натюрморт с апельсинами и яблоками", 1895-1900 гг., Музей импрессионизма), изображаемые Сезанном объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) – то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, Сезанн добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта ("Гора Сент-Виктуар в сумерки", около 1905 г., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Подчёркивая структуру предмета, "утяжеляя" форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах вещественную уплотнённость, пластическое богатство предметного мира ("Персики и груши", конец 1880-х гг.). В последние годы Сезанн часто обращается к мотивам "Купальщиц" и "Купальщиков", стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество Сезанна было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений.

Принципы искусства Сезанна, в целом оказавшего широкое влияние на живопись XX в., на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (фовизм), либо развивали тезис Сезанна о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (кубизм).

Литература: Воллар А. Сезанн: [пер. с франц.]. Л., 1934; Яворская Н. В. Сезанн. М., 1935; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1. М., 1965; Перрюшо А. Сезанн: [пер. с франц.; ст. В. Н. Прокофьева]. М., [1966]; [Русакова Р.]. П. Сезанн: [Альбом]. М., 1970; Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников: [пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Яворской]. М., 1972; Venturi L. Cézanne. Son art, son oeuvre, v. 1-2. Paris, 1936; Rewald J. The ordeal of P. Cézanne. London, 1950; Badt K. Die Kunst Cézannes. München, 1956; Loran Е. Cézanne's composition. Berk., 1963.

В. А. Марков

Источник:Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 23, 1976, с. 171.

Посмотреть картины художника

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского