Лион Фейхтвангер

Лион Фейхтвангер (Feuchtwanger)

(07.07.1884 г., Мюнхен, – 21.12.1958 г., Лос-Анджелес, США), немецкий писатель. Получил филологическое образование в Мюнхене и Берлине; доктор философии (1907 г.). Занимался журналистикой, театральной критикой. Антивоенная позиция Фейхтвангера в 1914 – 1918 гг. выразилась в стихах, обработках "Персов" по Эсхилу (1917 г.), "Мира" по Аристофану (1918 г.), в пьесах "Военнопленные" (1919 г.) и др. Эмигрировав из Германии (1933 г.), жил во Франции, участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с В. Бределем и Б. Брехтом издававшийся в Москве в 1936 – 1939 гг. журнал "Ворт" ("Das Wort"). Посетив СССР, написал книгу "Москва 1937" (1937 г., русский перевод 1937 г.). В 1940 г. был интернирован во Франции, застигнут немецкими войсками и с трудом спасся. Последние годы жизни провёл в США.

Основная проблематика творчества Фейхтвангера – альтернатива действия и философского созерцания, – впервые обозначившись в "драматическом романе" "Томас Вендт" (1920 г.), была продолжена в исторических романах "Еврей Зюсс" (1920 – 1922 гг., опубликован в 1925 г., русский перевод 1929 г.) и "Безобразная герцогиня" (1923 г., русский перевод 1935 г.). В 1930 г. появился роман "Успех" (русский перевод 1935 г.), составивший 1-ю часть трилогии "Зал ожидания"; другие романы – "Семья Оппенгейм" (1933 г., русский перевод 1935 г.; в позднейших изданиях – "Семья Опперман") и "Изгнание" (1939 г., русский перевод 1939 г.). По глубине социального анализа "Успех" – выдающееся реалистическое произведение, разоблачавшее гитлеризм уже в его ранних проявлениях. Изобразив в "Семье Оппенгейм" крах буржуазного гуманизма, в романе "Изгнание" Фейхтвангер критически пересматривает свою принципиальную обособленность от политической борьбы, показывая осознанную тягу лучшей части немецкой эмиграции к новой, социально преображенной жизни на родине. Центральная проблема исторических романов Фейхтвангера 1930-х гг. – проблема личности, которая, воплощая в себе гуманистические духовные ценности, находится в определённом отношении к народу и социальной практике (трилогия об Иосифе Флавии – "Иудейская война", 1932 г., русский перевод 1937 г.; "Сыновья", 1935 г., русский перевод 1937 г.; "Настанет день", 1942 г.). Историческим романам Фейхтвангера присущ остроактуальный подтекст ("Лже-Нерон", 1936 г., русский перевод 1937 г.). Подлинные исторические лица и события накануне фашистского переворота в романе "Братья Лаутензак" (1943 г.) придают социально-политическому анализу происходящего большую конкретность и глубину. Роман "Симона" (1944 г.) рассказывает о юной героине французского Сопротивления. Обогащенный историческим опытом победоносной антифашистской войны, Фейхтвангер в принципе приемлет и путь, которым эта победа была достигнута, – революционная активность народных масс. Эти идеи нашли выражение в произведениях Фейхтвангера, тематически связанных с Великой французской революцией: в романах "Лисы в винограднике" (1947 г., русский перевод 1959 г.), "Гойя, или Тяжкий путь познания" (1952 г., русский перевод 1955 г.), "Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо" (1952 г., русский перевод 1956 г.) и пьесе "Вдова Капет" (1956 г.).

Фейхтвангер создал новый тип исторического двупланового романа (в известной степени рационалистического). Многие произведения Фейхтвангера экранизированы. Национальная премия ГДР (1953 г.).

Литература: Фрадкин И. М., Пафос истории, творимой народом, в его кн.: Литература новой Германии, М., 1961; Рачинская Н. Н., Лион Фейхтвангер, М., 1965; Сучков Б., Лики времени, т. 1, М., 1976; Leupold Н., Lion Feuchtwanger, Lpz., 1967; Николаева Т. С., Разум против варварства, Саратов, 1972.

И. М. Фрадкин

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 27, 1977, с. 269.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу