Иммануил Кант

Иммануил Кант (Kant)

(22.04.1724 г., Кенигсберг, ныне Калининград, - 12.02.1804 г., там же), родоначальник немецкой классической философии. По окончании Кёнигсбергского университета был домашним учителем (1747-1754 гг.), затем преподавал в университете (1755-1796 гг., с 1770 г. проф.). Член Берлинской и Сиенской Академии наук; почетный член Петербургской Академии наук (с 1794 г.).

Творчество Канта подразделяется на "докритический" (до 1770 г.) и "критический" периоды. Первый характеризуется интересом к вопросам философии естествознания, к которым он подходил с деистической позиций. В работе "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755 г.) выдвинул космогоничную гипотезу о естественном происхождении солнечной системы, вплотную подошёл к идее неразрывности материи и движения.

Основные работы "критического" периода: "Критика чистого разума" (1781 г.; 1787 г.), "Критика практического разума" (1788 г.), "Критика способности суждения" (1790 г.), "Религия в пределах только разума" (1793 г.). Отметив неспособность прежней методологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, Кант пришёл к выводу, что знание представляет собой синтез материи опыта и априорных форм мышления, носителем которых является сам субъект. Этическому учению Канта присущ некоторый формализм. Кант утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравственного самосознания. Согласно основному моральному закону ("категорическому императиву") Кант, человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к другому человеку лишь как средству достижения своих целей. По существу, Кант перевёл в план нравственного сознания требование всеобщего правового равенства и поставил вопрос о личности как высшей ценности.

Педагогические идеи Канта тесно связаны с его философским учением. Их важным теоретическим источником была теория воспитания Ж. Ж. Руссо. Кант опирался на собственный преподавательский опыт, внимательно следил за педагогическими исканиями своего времени. Первым указал на социальную значимость филантропина И. Б. Базедова, посвятив ему статьи "Дессау. 1776" (1776 г.) и "Ради общего блага" (1777 г.). Читал курс по педагогике в университете (1776/77, 1780, 1783/84, 1786/87 учебные годы). В анализе педагогических проблем использовал "Учебник искусства воспитания" Ф. С. Бока (1780 г.), материалы периодического издания Базедова и И. Г. Кампе "Педагогические беседы" (1777-1781 гг.), однако переосмыслил их и создал собственную педагогическую концепцию. На основе заметок Канта и записей его слушателей текст курса был воссоздан и с согласия и одобрения Канта издан его учеником Ф. Т. Ринком под названием "Immanuel Kant uber Padagogik" (1803 г., русский перевод С. Любомудрова издавался в 1896 г., 1907 г. и - пересмотренный - в 1980 г.). Вопросы обучения, воспитания, школоведения Кант рассматривал также в "Уведомлении о расписании лекций на зимнее полугодие 1765-1766" и в статье "Ответ на вопрос: что такое просвещение?" (1784; русский перевод 1966 г.). В работе "Антропология с прагматической точки зрения" (1798 г.) анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравственного воспитания. Канта исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение (Aufklärung) выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом. Образование и воспитание (Bildung, Erziehung) - главные средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практической деятельности. Основные задачи образования, по Канту, - воспитание социальной дисциплины, привитие навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание. Придавая важное значение духовному развитию личности, Кант указывал и на важность физического воспитания; высказывал мысль о необходимости сочетания академического и трудового обучения. Дидактические принципы Канта противопоставлены распространённым в то время в Германии вербализму, зубрёжке, догматизму. Подчёркивал важность учёта возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного учебного материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирических фактов стали базой познания общих принципов и законов наук. Деятельность педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В учебный план, по Канту, следует включать оптимально соответствующие возрасту дисциплины, а структура этого плана должна учитывать их логическую взаимосвязь. Критикуя существовавшую школьную систему и практику, высказывался за коренное улучшение подготовки учителей и пересмотр методов преподавания и воспитания, за радикальное изменение образовательной системы. Такой перестройке должна предшествовать широкая экспериментальная работа (не идеализируя филантропии Базедова, Кант рассматривал его, прежде всего, как опытное учебное заведение).

Идеи Канта оказали положительное влияние на германскую и европейскую педагогические теории, став одним из источников реформ образовательных систем в 1-й половине 19 века.

Сочинения: Сочинения, т. 1-6, М., 1963-66; О педагогике, в его кн.: Трактаты и письма, М., 1980.

Литература: Беляев М. Ф., Проблема морального воспитания у Канта, в кн.: Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та, в. 5, Иркутск, 1923; Шишкин А. Ф., Пед. идеи. Канта, Советская педагогика, 1938, № 7; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, гл. 6; Карийский А. М., Проблема человека в филос. и пед. мысли И. Канта, Советская педагогика, 1974, № 4; Тамбовкина Т. И., Дидактич. взгляды И. Канта, в кн.: Вопросы теоретич. наследия И. Канта, [Калининград], 1975; Нарский И. С., Кант, М., 1976; Этика Канта и современность, Рига, 1989; Eigenmann A., Die Pädagogik Kants im Lichte seiner Ethik, [Freiburg], 1921; Messer A., Kant als Erzieher, Langensalza, 1924; Ballauf T., Vernünftiger Wille und gläubige Liebe. Interpretationen zu Kantsund Pestalozzis Werk, Meisenheim am Glan, 1957; Weisskopf T., Immanuel Kant und die Padagogik, [Z.], 1970; Padagogisches Gedankengut bei Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Feuerbach. Ausgewählt, eingeleitet und erläutert von H. und W. Schuffenhauer, B., 1984; Hufnagel E., Kants pädagogische Theorie, в кн.: Kant-Studien, Jahrgang 79, H. l, B., 1988.

А. М. Каримский

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 415-416.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского