Малый театр

Малый театр

(Москва, Театральная площадь, 1/6) – один из старейших русских театров, сыгравший выдающуюся роль в развитии национальной культуры. Официально открылся 14(26).10.1824 г. Основу драматической труппы Малого театра составила группа актёров сгоревшего в 1805 г. Петровского театра, к которым присоединили новых артистов, в основном из числа крепостных, купленных Дирекцией Императорских театров. На протяжении XVIII — начала XIX вв. московская драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной. В 1824 г. драматические спектакли были перенесены в здание, перестроенное архитектором О.И. Бове из частного дома купца В.В. Варгина на Петровской площади (с 1829 г. – Театральная); в 1838 – 1840 гг. перестроено архитектором К.А. Тоном, в 1947 г. реконструировано архитектором А.П. Великановым.

Значительную роль в становлении искусства Малого театра сыграло творчество П.С. Мочалова и М.С. Щепкина, заложивших основы исполнительской школы Малого театра, соединяющей романтизм и глубокий психологический реализм. В первой половине XIX в. Малый театр стал одним из крупнейших центров русской культуры. Здесь были поставлены «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1831 г.), «Ревизор» (1836 г.), сцены из «Мёртвых душ» (1842 г.), «Женитьба» и «Игроки» (1843 г.) Н.В. Гоголя, в которых раскрылся талант Щепкина. В постановках по произведениям У. Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ричард III») и Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь») проявилось трагедийное дарование Мочалова.

С 1853 г. (с премьеры спектакля «Не в свои сани не садись») основным драматургом театра стал А.Н. Островский, который принимал непосредственное участие в его жизни, руководил постановкой своих пьес (47 пьес), требуя стройности исполнительского ансамбля, высокой культуры сценической речи, достоверности и художественного единства всех элементов спектакля.

В репертуаре театра были и комедии – фарсы, водевили и оперетты, но основу его составляли произведения И.С. Тургенева («Нахлебник», 1862 г.; «Месяц в деревне», 1882 г.), А.С. Пушкина («Моцарт и Сальери», 1854 г.; «Скупой рыцарь», 1853 г.; «Борис Годунов», 1880 г.), А.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», 1855 г.; «Дело», 1882 г.), Шиллера («Орлеанская дева», 1884 г.; «Мария Стюарт», 1886 г.), Шекспира («Макбет», 1890 г.), Л.Н. Толстого («Плоды просвещения», 1891 г.; «Власть тьмы», 1895 г.).

Среди крупнейших актёров XIX – начала XX вв. – семья Садовских, Л.П. Косицкая (Никулина), С.В. Васильев, Н.В. Рыкалова, Н.М. Медведева, Н.А. Никулина, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, семья Бороздиных – Музилей – Рыжовых, В.И. Живокини, И.В. Самарин, С.В. Шумский, А.П. Ленский, А.И. Южин, Е.К. Лешковская, А.А. Остужев.

После Октябрьской революции театр (с 1919 г. академический) ставил помимо классики пьесы М. Горького, К.А. Тренёва, Б.С. Ромашова, Л.М. Леонова, А.Н. Арбузова и др. В этих постановках и, главным образом, в пьесах Островского раскрылось дарование В.О. Массалитиновой, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Яблочкиной, М.М. Климова, М.М. Блюменталь-Тамариной, В.Н. Пашенной, Д.В. Зеркаловой, Б.А. Бабочкина, М.И. Жарова, М.И. Царёва, И.В. Ильинского, Н.А. Анненкова, Е.Н. Гоголевой и др.

Значительную роль играла режиссёрская деятельность Б.А. Бабочкина («Иванов» А.П. Чехова, 1960 г.; цикл горьковских спектаклей: «Дачники», 1964 г., «Достигаев и другие», 1971 г.), Л.В. Варпаховского («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962 г.; «Бешеные деньги» Островского, 1969 г.); Ильинского («Ревизор» Гоголя, 1966 г.; «Лес» Островского, 1974 г.); Б.И. Равенских («Власть тьмы», 1956 г., «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, 1973 г.); Л.Е. Хейфеца («Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, 1977 г.; «Король Лир» Шекспира, 1979 г.). Среди постановок 1980-х – начала 1990-х гг. – «Ревизор» (1982 г., режиссёры Е.Я. Весник и Ю.М. Соломин), «Картина» Д.А. Гранина (1983 г., режиссёр Хейфец), «Федра» Ж. Расина (1985 г., режиссёр Б.А. Львов-Анохин), «Холопы» П.П. Гнедича (1987 г., режиссёр Львов-Анохин), «Царь Иудейский» К. Романова (1992 г., режиссёры В.Я. Мартенс, В.Н. Драгунов), «Преступная мать, или Второй Тартюф» П. Бомарше (1994 г., реж. Морозов), «Пир победителей» А.И. Солженицына (1995 г., режиссёр Морозов).

Художественными руководителями и главными режиссёрами Малого театра были А.И. Южин (с 1909 г. управляющий труппой, с 1918 г. председатель совета, в 1923 – 1927 гг. директор), И.Я. Судаков (1937 – 1944 гг.), П.М. Садовский (1944 – 1947 гг.), К.А. Зубов (1947 – 1956 гг.), Царёв (1957 – 1962 гг.), Е.Р. Симонов (1962 – 1969 гг.), Б.И. Равенских (1970 – 1976 гг.). В 1950 – 1967 гг. и 1970 – 1985 гг. директор, в 1985 – 1987 гг. художественный руководитель Царёв (главный режиссёр в 1985 – 1987 гг. В.А. Андреев). С 1988 г. художественный руководитель Ю.М. Соломин.

При Малом театре с 1918 г. работает театральная школа (с 1938 г. Театральное училище имени Щепкина). В 1929 г. перед зданием установлен памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев).

Малый театр имеет филиал (улица Большая Ордынка, 69), который вновь открыт в 1995 г. после реконструкции.

Основные научные труды: Сто лет Малому театру. 1824—1924. М., 1924; Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX в. М., 1960; его же, Малый театр в конце XIX – начале XX в. М., 1966; Дмитриев Ю.А. Академический Малый театр, 1917 – 1941. М., 1984.

Источник: Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С. О. Шмидт. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997, с. 458.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского