Франсуа Рабле

Франсуа Рабле (Rabelais)

(ок. 1494 г., Девиньер, близ Шинона, Турень, – 09.04.1553 г., Париж), французский писатель-гуманист. Родился в семье адвоката. Образование получил в монастыре. С 1527 г. вёл жизнь странствующего учёного; изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину. С 1537 г. доктор медицины. С 1551 г. священник в Мёдоне (близ Парижа).

Рабле – автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" ("Gargantua et Pantagruel", кн. l-5, 1532-1564 гг.; полный русский перевод 1973 г.), представляющего собой своеобразную энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В художественную ткань романа органически вплетены и педагогические представления Рабле, составляющие существенную часть его мировоззрения. Рабле в гротесково-сатирической форме представил средневековую схоластическую педагогику и противопоставил ей программу воспитания "свободного и благонравного человека" ренессансной эпохи, когда "восстановились науки", "возрождены языки" и "изобретено книгопечатание". Философскую и социальную основу педагогики Рабле составляло убеждение, что человек по своей природе предрасположен к добру. Критерием для оценки личности Рабле ставил не только принцип "хорошего происхождения", но и принцип образованности, полагая, что гуманистические идеалы индивидуального и социального бытия могут передаваться из поколения в поколение через соответствующим образом организованную систему воспитания. Ведущее место в образовательной программе Рабле отводил изучению древних и новых языков, открывавшему путь к постижению произведений античных авторов, к научному анализу библейских текстов. Не отрицая традиционных "свободных искусств" средневековья, Рабле отдавал предпочтение естественнонаучному познанию природы и человека, а также занятиям историей, изобразительным искусством, литературой. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, органичного сочетания умственных занятий с физическими упражнениями и активной деятельностью, включающей практическое освоение различных ремёсел, постоянного чередования учёбы и отдыха. Полагая, что знание само по себе этически нейтрально, Рабле ставил задачу соединения образования и нравственного воспитания. Эта идея получила воплощение в описании Телемской общины, где можно обнаружить черты воспитательного учреждения, в котором совершенствуются добрые начала человеческой природы. Идеи Рабле оказали влияние на педагогическую мысль представителей позднего Возрождения и Просвещения (М. Монтень, Дж. Локк, Ф. Фенелон и др.).

Литература: Пинский Л. Е. Смех Рабле // Реализм эпохи Возрождения. М., 1961; Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965; Карева В. В. Франсуа Рабле и Томас Мор // Томас Мор. 1478-1978. Коммунистические идеалы и история культуры. М., 1981; Saulnier V. L. Mythologies Pantagrueliques // Les Utopies à la Renaissance. Bruxelles; Paris, 1963; Mettra C. Rabelais secret: [Une religien de la joie]. [Paris, 1973].

В. В. Кареева

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 235-236.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского