|
Эдвард Сепир (Sapir)(26.01.1884, Лауенбург, Померания - 04.02.1939, Нью Хавен) – американский антрополог, лингвист и психолингвист. Автор теории лингвистической относительности. Родился в Германии, из которой семья эмигрировала в 1889 г. в США. Образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904 г.; магистр, 1905 г.) и Пенсильванском (1908 – 1909 гг.; доктор, 1909 г.) университетах. Работал научным ассистентом антропологии в Калифорнийском университете Беркли (1907 – 1908 гг.). С 1909 г. по 1910 г. преподавал антропологию в Пенсильванском университете. С 1910 г. по 1925 г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925 г. по 1931 г. Сепир – профессор социологии и антропологии (с 1927 г. – полный профессор антропологии и общей лингвистики) Чикагского университета. С 1931 г. – профессор университета Джейл, здесь работал в Институте человеческих отношений г. Нью-Хейвен. Был соредактором журнала «Journal of Social Psychology» (1931 г.); президентом Лингвистического общества Америки (1931 г.) и Антропологического общества Америки (1938 г.). Большое влияние на Сепира оказал Ф. Боас, основатель американской культурной антропологии, разработавший метод детального изучения обычаев и языка традиционных обществ и развивавший учение об относительности морально-оценочных критериев, используемых в различных культурах. Работая в Калифорнийском университете Беркли над исследованием индейских диалектов и исходя из постулата о возможности изучения языка только в общем контексте культуры, Сепир пришел к выводу, что различия в языке связаны – через построение особенной картины мира – с качественными различиями в индивидуальном мышлении носителей этого языка. В частности, Сепир показал, что обозначения цветов, связанные с практической деятельностью представителей разных народностей, влияют на организацию простейших форм перцептивной деятельности: культурно специфический набор слов, обозначающих цвета, обусловливает само восприятие цветов, умение их различать и классифицировать («Conceptual categories in primitive languages». 1927, Vol. 74). Тем самым была дана общая формулировка теории лингвистической относительности, которую конкретизировал и придал ей законченное выражение и большую категоричность (картина воспринимаемого мира зависит от национального языка) его ученик – Б. Уорф (1897 – 1941 гг.). В дальнейшем эта теория, прежде всего в интерпретации Уорфа, была подвергнута критике, в которой было показано, что различия между языками существуют не на глубинном уровне, а на поверхностном, и, кроме того, отношения между языком и восприятием являются достаточно сложными и многократно опосредствованными (Э. Леннеберг). В 1920-х гг. Сепир изучал явления фонетического символизма с помощью искусственных слов. Автор трудов: Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993; Положение лингвистики как науки // История языкознания XIX—XX веков в очерках и извлечениях. М., ч. 2, 1965; Language. An introduction to the study of speech. New York, 1921 (в рус. пер.: Язык. Введение в изучение речи. М.; Л., 1934); Cultural anthropology and psychiatry // Journal оf Abnormal and Social Psychology. – 1932. – Vol. 27; Grading. A study of semantics // Philosophy of science. – 1944. – Vol. 11. И. М. Кондаков Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 420. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|