Фридрих Шиллер

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Schiller)

(10.11.1759 г., Марбах на Неккаре, – 09.05.1805 г., Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772 г.), Шиллер по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (так называемая Карлова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Шиллер познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира, Лессинга, произведениями поэтов "Бури и натиска". На формирование общественно-политических взглядов Шиллера повлияли и немецкая антифеодальная публицистика, и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780 г.) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия "Разбойники" (издание 1781 г., постановка 1782 г.), в которой выразился протест против феодальных порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произведение. В Штутгарте Шиллер выпустил поэтическую "Антологию на 1782 год", большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения "Заговор Фиеско в Генуе" (1783 г.). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление "Разбойников" подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму "Луиза Миллер" (впоследствии названа "Коварство и любовь"), затем в Мангейме. В 1785 г. переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.

Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Шиллер поднял движение "Бури и натиска" на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение "Коварства и любви" (1784 г.), первой, по определению Ф. Энгельса, немецкой политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени – между бесправным народом и правящей аристократией. Эта "мещанская трагедия" (так Шиллер в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Шиллером на историческом материале. В 1783 – 1787 гг. Шиллер работал над драмой "Дон Карлос" (из испанской истории 16 века). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя – "гражданина вселенной" – маркиза Позы. В окончательном варианте Шиллер заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Шиллера теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.

С отъездом в Веймар (1787 г.) открывается новая фаза в творчестве Шиллера, обещанная уже "Доном Карлосом". Пересматривая прежний опыт и художественные принципы "Бури и натиска", Шиллер стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 г. он начал редактировать серию книг под названием "История замечательных восстаний и заговоров", написал "Историю отпадения Нидерландов от испанского правления" (вышел только 1-й том), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 г. при содействии И. В. Гёте, с которым Шиллер познакомился в 1788 г., занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему "Что такое всемирная история и для какой цели её изучают". В 1793 г. опубликовал "Историю Тридцатилетней войны" и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Шиллер стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах "О трагическом искусстве" (1792 г.), "О грации и достоинстве" (1793 г.), "Письма об эстетическом воспитании человека" (1795 г.), "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795 – 1796 гг.) и др.

Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Шиллер отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 г. Конвент присвоил ему звание "почётного гражданина Французской республики"), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Шиллер выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что "путь к свободе ведёт только через красоту" и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Шиллер отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (так называемый "веймарский классицизм"). Это отразилось и в лирике конца 1880-1890-х гг. ("К радости", "Боги Греции", "Художники" и др.).

Сближение с Гёте составило, по признанию Шиллера, "целую эпоху в его развитии". В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм "Ксении" ("подарки гостям" – греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Шиллера. В 1795 – 1798 гг. он редактирует журнал "Ди Орен" ("Die Horen"), в состязании с Гёте пишет баллады "Водолаз" (в переводе В. А. Жуковского "Кубок"), "Перчатка", "Поликратов перстень", "Ивиковы журавли" и др. В "Песне о колоколе" (1799 г.) Шиллер вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Шиллера, пришедшего к заключению о коренных различиях древней, "наивной", объективной поэзии, и современной – "сентиментальной", субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.

Главной коллизией зрелого творчества Шиллера становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стихотворение "Идеал и жизнь", 1795 г.). Поздние трагедии Шиллера основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 г. Шиллер вынашивал замысел трагедии "Валленштейн" (опубликована в 1800 г.), в процессе создания выросшей в трилогию: "Лагерь Валленштейна" (постановка 1798 г.), "Пикколомини" (постановка 1799 г.), "Смерть Валленштейна" (постановка 1799 г.) – из эпохи Тридцатилетней войны 1618 – 1648 гг. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В "Марии Стюарт" (1801 г.) на сюжет из истории Англии 16 века важнейшая политическая проблема современной Шиллеру Европы – взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства – приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии главных героинь. В "романтической трагедии" "Орлеанская дева" (1801 г.) Шиллер прославил французскую народную героиню Жанну д’Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма "Мессинская невеста" (1803 г.) – оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. "Вильгельм Телль" (1804 г.) – драма о легендарном швейцарском народном герое. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Шиллер работал над трагедией "Димитрий" из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.

Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Шиллер создал особый тип драмы – драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии "Молодой Германии" (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 веке – в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Шиллер стал известен ещё в 1890-е гг., в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Шиллера высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; романы Ф. М. Достоевского содержат прямые отклики на произведения Шиллера. Пьесы Шиллера прочно держатся в репертуаре российских театров. Творчество великого гуманиста глубоко изучается и пропагандируется в Германии (Национальный музей немецкой классической литературы в Веймаре); значителен вклад отечественных исследователей в освоение шиллеровского наследия.

Литература: Шиллер Ф. П. Ф. Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1955; Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1960; Берковский Н. Я. Театр Шиллера // Статьи о литературе. М.; Л., 1962; Асмус В. Ф. Шиллер как философ и эстетик // Немецкая эстетика XVIII в. М., 1962; Данилевский Р. Ю. Шиллер в русской лирике 1820 - 1830-x годов // Русская литература. – 1976. – № 4; Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер // Великие спутники. М., 1966; Фр. Шиллер. Статьи и материалы. М., 1966; Schiller. Reden, im Gedenkjahr 1955. Stuttgart, 1955-1961; Schiller in unserer Zeit. Weimar, 1955; Buchwald R. Schiller. Leben und Werk. 4 Aufl. Wiesbaden, 1959; Piana Th. F. Schiller. Bild-Urkunden zu seinem Leben und Schaffen. Weimar, 1957; Fambach O. Schiller und sein Kreis in der Kritik ihrer Zeit. Berlin, 1957; Wiese B. Fr. Schiller. Stuttgart, 1959; Abusch A. Schiller. Größe und Tragik eines deutschen Genius. 3 Aufl. Berlin, 1962; Storz G. Der Dichter Fr. Schiller. 3 Aufl. Stuttgart, 1963; Kostka E. K. Schiller in Russian Literature. Phil., 1965; Staiger E. Fr. Schiller. Z., 1967; Harder Н. B. Schiller in Rußland: Materialien zu einer Wirkungsgeschichte. 1789-1814. Bad Homburg, 1969; Borchmeyer D. Tragödie und Öffentlichkeit. Schillers Dramaturgie im Zusammenhang seiner Östhetischpolitischen Theorie und die rhetorische Tradition. München, 1973; Vulpius W. Schiller-Bibliographie, 1893-1963. Bd. 1-2. Weimar, 1959.

З. Е. Либинзон

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 399-401.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского