Марк Семёнович Шехтер

Марк Семёнович Шехтер

(р. 09.11.1929 г., Москва) – российский психолог, специалист в области общей и когнитивной психологии, психологии восприятия. Автор концепции о природе «свернутого» действия и концепции о трехстадийном развитии восприятия. Доктор психологических наук (1981 г.). За цикл работ по проблемам опознания (1981 – 1998 гг.) был удостоен премии им. Г. И. Челпанова. Заслуги Шехтера отмечены в международном справочнике «Who is who».

Окончил психологическое отделение философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1947– 1953 гг.) и в течение трех лет работал в школе преподавателем психологии и логики. В 1956 – 1959 гг. учился в аспирантуре Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина, после чего работал в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук РСФСР. С 1962 г. работает в Научно-исследовательском институте Общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования). В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Проблема симультанного узнавания». Полученные результаты и выдвинутые на их основании гипотезы были опубликованы в монографии: «Психологические проблемы узнавания» (1967 г.). С 1978 г. – старший научный сотрудник лаборатории Математического моделирования психических процессов и заведующий сектором распознавания рукописного текста. В 1981 г. защитил докторскую диссертацию: «Закономерности и механизмы зрительного опознания», в этом же году вышла его вторая монография «Зрительное опознание: закономерности и механизмы». С 1992 г. – ведущий научный сотрудник группы психологии развития познавательных процессов, с 2000 г. – главный научный сотрудник и руководитель группы исследования перцепции.

Основные научные интересы Шехтера сосредоточены на проблеме психологического механизма «свернутого» действия, т.е. действия, которое не включает в себя цепочку познавательных шагов, коим человек обучался, и поэтому занимает гораздо меньше времени. Важность этой проблемы, которую Шехтер разрабатывал на материале опознавания объектов, определяется тем, что у обученного взрослого человека большинство познавательных актов осуществляется в «свернутом виде». На основании многолетних экспериментальных исследований Шехтер подверг критике широко распространенное представление о том, что одномоментное опознание является замаскированной формой отрабатывавшегося в обучении действия – последовательной оценки ряда признаков объекта, которое после многих упражнений протекает исключительно быстро, в сокращенном виде и на подсознательном уровне восприятия. Было экспериментально показано, что главный «секрет» одномоментного опознания состоит в использовании сформировавшихся новообразований – целостных образов-эталонов, которые не разлагаются на компоненты и участвуют в процессах сличения как неделимые, атомарные единицы. В отличие от «гештальтов» эти целостные образы в своей зрелой, развитой форме являются постаналитическими. Были выявлены условия, способствующие в период обучения формированию указанного нового способа ориентации человека в опознавательных актах.

Результаты научных и экспериментальных исследований были обобщены Шехтером в концепции о трехстадийном развитии восприятия «по спирали», совершающемся и в генезе, и в микрогенезе одномоментного зрительного опознания. Первая стадия – не разлагаемый, но пока еще диффузный, расплывчатый, образ объекта. Вторая стадия – выделение его элементов; на третьей стадии вновь фигурирует не разлагаемый образ, но он более высокого порядка, чем первоначальный целостный образ, так как благодаря предшествующей аналитической стадии является достаточно четким, недиффузным образом («О роли и видах образов в познавательных процессах» // Психологический журнал, 2001 г.). Шехтера ввел также классификацию опознавательных эталонов на двух основаниях: (1) разделение эталонов на целостные; (2) на жесткие и мягкие. Последние требуют – для позитивного решения процессов сличения – не тождества, а лишь определенной степени близости эталона и воспринимаемого объекта. Когда эталон и целостный, и мягкий, то это существенно ускоряет выдвижение гипотезы или принятия решения о характере предъявленного объекта.

Шехтер автор ряда трудов, переведенных на немецкий и голландский языки. Научный редактор (совместно с Б. М. Величковским) коллективной монографии: «Познавательные процессы: ощущение, восприятие», М., 1982 г. Редактор и соавтор учебных пособий: «Психологические и физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении» (1989 г.); «Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей компьютерных обучающих программ» (1990 г.).

Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 533-534.

Публикации из журнала «Вопросы психологии»:
Шехтер М. С. Целостность восприятия и обучение опознавательным навыкам. 85'5 с. 17
Шехтер М. С. Образные компоненты знания в обучении. 91'4 с. 50
Шехтер М. С. Об одной из важных целей адаптивного обучения. 94'4 с. 92

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского