Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий

(до монашества – Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) [12.12.1629 г., Полоцк, – 25.08.1680 г., Москва], церковный и общественный деятель, педагог, писатель. Учился в Киево-Могилянской академии, по окончании которой получил диплом "дидаскала" (учителя). С 1650 г. продолжил обучение в Виленской иезуитской академии. В 1656 г. принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавателем местной братской школы. Тогда же им были написаны "декламации", с которыми его ученики выступили перед царём Алексеем Михайловичем. В 1664 г. переселился в Москву, где организовал Спасскую латинскую школу, в которой преподавал латинскую грамматику, пиитику, риторику и, вероятно, польский язык. С 1667 г. Симеон Полоцкий был учителем царевича Алексея, а после его смерти – царевича Феодора и царевны Софьи. В 1678 г. Симеон Полоцкий открыл в Кремле независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым изданием которой стал "Букварь языка словенска" (1679 г.). В стихотворном предисловии к Букварю высказал ряд практических наставлений ученикам и общие соображения о пользе начального обучения и воспитания детей. 1-й раздел букваря составлен из статей, излагающих основы христианского вероучения; 2-й – нравоучительный – содержит правила жизни и обихода христиан; 3-й – практический. Букварь Симеона Полоцкого явился первым в России обстоятельно разработанным учебным руководством для детей младшего возраста. Симеон Полоцкий подготовил "Академическую привилегию" (написана учеником Симеона Полоцкого – Сильвестром Медведевым) – проект устава нового для России учебного заведения (Славяно-греко-латинской академии), где предлагалось принимать для получения образования юношей из разных сословий на равных основаниях, а завершивших обучение распределять по службе с "учётом практической пользы, каковую они могут принести государству благодаря полученным знаниям". Симеон Полоцкий был сторонником схоластического образования, адептом теории "писанного разума". Согласно этой теории, Истина уже зафиксирована в книгах ("второй памяти" людей, как их называл Симеон Полоцкий), её не надо искать опытным путём, к чему призывали учёные-картезианцы – современники Симеона Полоцкого; достаточно иметь хорошие знания.

В ранних стихотворениях (1648 – 1660 гг.) Симеон Полоцкий изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Он призывал к тому, чтобы о человеке судили по его способностям и делам, а не по родословной и титулам. В его ранних стихах высказана оригинальная идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало "разные игры, т. к. должно приносить им удовольствие". 2-й этап (до 32 лет) предполагает, что юноша, "набравшись разума", находит любимую профессию и овладевает ею и т. д. Но воспитывать человека в уважении к старшим, в "благоумии и добропорядочности" надо сызмальства, не пренебрегая при необходимости и розгой. Главную задачу воспитания Симеон Полоцкий возлагал на родителей, которые не должны губить ребёнка чрезмерным "ласканием" и "ненаказанием", обязаны изолировать его от "злого общества", с ранних лет учить рукоделию, прививая трудолюбие. Чтобы эффективней воздействовать на ученика, следует учитывать его темперамент ("четыре преобладающих темперамента"). Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), которую вслед за "достойным Платоном" он провозглашал "матерью всех наук". Занятия логикой развивают в человеке "быстрый и острый разум" – ценнейшее, по мнению Симеона Полоцкого, качество, без которого невозможно успешное участие в учёном диспуте. Он сформулировал важную мысль о педагогической функции поэзии, стихотворной речи, которые полезны тем, что облегчают запоминание сложного материала, а также "в немнозе пространстве многшая заключати могут". Есть данные, свидетельствующие о том, что Симеон Полоцкий был знаком с некоторыми работами Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. Он поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителя и др. В одном из произведений Симеон Полоцкий уподобляет душу ребёнка "скрижали ненаписанной", что близко к учению Дж. Локка, ставшего известным в России почти через 10 лет после смерти Симеона Полоцкого. Многое из того, что касалось вопросов развития личности, было взято Симеоном Полоцким из опыта католических академий и коллегий. В России того времени он нашел благодатную почву для совершенствования и творческого применения этого опыта.

Литература: Татарский И. С. Симеон Полоцкий. (Его жизнь и деятельность). M, 1886; Смирнов Н. К вопросу о педагогике в Московской Руси в XVII столетии // Русский филологический вестник. – Варшава, 1898. – № 1/2; Калинин А. Д. Педагогические взгляды Симеона Полоцкого // Ученые записки МОПИ им. H. К. Крупской. – 1964. – Т. 155. – Вып. 11; Елеонская А. С. Симеон Полоцкий – педагог и методист // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. – 1969. – № 344; Чума А. А. Ян Амос Коменский и русская школа (до 70-х гг. 18 в.). Братислава, 1970; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М, 1982; Звонарева Л. У. У истоков педагогических воззрений Симеона Полоцкого // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси: Сб. науч. трудов. – М, 1983. – С. 64-75; Mitjurov B. N. Jan Amos Komenský a Simeon Polockij // Pedagogika. – Praha, 1964. – Roć. XIV, № 4. – S. 473-480.

В. К. Былинин

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 325-326.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского