Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов

[13(24).11.1729 г. или 1730 г., Москва, – 06(18).05.1800 г., Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], граф Рымникский (1789 г.), князь Италийский (1799 г.), русский полководец и военный теоретик, генералиссимус (1799 г.).

В детстве под руководством отца генерала Василия Ивановича Суворова (1705 – 1775 гг.), соратника Петра I, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, закалял свой слабый от рождения организм физическими упражнениями. В 1742 г. записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, в котором в 1748 г. начал службу капралом. В 1754 г. произведён в офицеры и направлен поручиком в Ингерманландский пехотный полк. В 1756 – 1758 гг. служил в Военной коллегии. Во время Семилетней войны 1756 – 1763гг. с 1758 г. на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении 1759 г., во взятии Берлина (1760 г.) и Кольберга (1761 г.). В 1762 г. произведён в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, а в 1763 г. – Суздальского пехотного полка (до 1769 г.). В 1764-1765 гг. составил и ввёл в действие так называемое "Полковое учреждение" – оригинальное наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат. В 1768 – 1772 гг., командуя полком, бригадой и отдельными отрядами в корпусе генерала И. И. Веймарна, действовал в Польше против войск Барской конфедерации, нанёс им поражения под Ореховом (1769 г.), Ландскруной, Столовичами (1771 г.) и овладел Краковским замком (1772 г.). В 1770 г. произведён в генерал-майоры. В 1772 г. командовал Санкт-Петербургской дивизией. В 1773 г. по личной просьбе направлен на театр русско-турецкой войны в 1-ю армию генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. В мае - июне 1773 г. отряд Суворова дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В сентябре 1773 г. руководил обороной Гирсово и отбросил турецкие войска. В июне 1774 г. вместе с генералом М. Ф. Каменским нанёс поражение 40-тысячному турецкому корпусу при Козлудже. В августе 1774 г. по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, но восставшие были разбиты до прибытия Суворова, которому пришлось лишь сопровождать захваченного в плен Пугачева в Симбирск. В 1774 – 1786 гг. командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма, предотвратил в 1778 г. высадку турецкого десанта в Ахтиарской бухте, чем была сорвана попытка Турции развязать новую войну в невыгодной для России международной обстановке. В 1786 г. Суворов был произведён в генерал-аншефы. В начале русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг. командовал 30-тысячным корпусом, оборонявшим побережье в районе Херсон - Кинбурн, и уничтожил турецкий десант около Кинбурна (октябрь 1787 г.). В 1788 г. участвовал в осаде Очакова, где был ранен (всего за время боевой деятельности Суворов получил 6 тяжёлых ранений). В 1789 г. командовал дивизией в Молдавии и, руководя действиями русских и союзных австрийских войск, разгромил превосходящие силы турок в сражениях при Фокшанах (июль 1789 г.) и Рымнике (сентябрь 1789 г.). В 1790 г. Суворов, командуя 30-тысячным осадным корпусом под Измаилом, в течение 2 недель подготовил штурм этой сильнейшей крепости и 11(22) декабря 1790 г. овладел ею. В 1791 – 1794 гг. командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах России. В августе 1794 г. назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794 г. В сентябре - октябре Суворов нанёс поражения войскам повстанцев (при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др.), его войска штурмом овладели предместьем Варшавы Прагой и заняли Варшаву; при этом Суворов проявил гуманное отношение к "мятежникам" (отпустил пленных, запретил реквизиции, требовал не допускать "обид жителям" и т. д.). Екатерина II, произведя Суворова в фельдмаршалы, в октябре 1795 г. отозвала его из Польши. Приняв в 1796 г. командование войсками на юге (в Тульчине), Суворова написал знаменитое произведение "Наука побеждать", обобщавшее многолетний опыт обучения и воспитания войск. "Наука побеждать" явилась прямым протестом на новый воинский устав императора Павла I, заимствованный у прусской армии. Критика павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ императора привести подчинённые ему войска "в мой порядок" повлекли за собой увольнение Суворова из армии [06(17).02.1797 г.] и ссылку в с. Кончанское Новгородской губернии. В связи с образованием 2-й антифранцузской коалиции с участием России Павел I по просьбе союзников в феврале 1799 г. назначил Суворова главнокомандующим русскими войсками, направленными в Италию; Суворову были подчинены и австрийские войска. В ходе Итальянского похода Суворова 1799 г. русско-австрийские войска под его командованием в апреле - августе разгромили в ряде сражений французские войска, освободив от них всю Северную Италию. Блестящие победы Суворова были одержаны вопреки интригам и вмешательству австрийского гофкригсрата (придворного военного совета), который крайне затруднял его действия. Разработанный Суворовым стратегический план дальнейших военных действий, предусматривавший наступление его армии вместе с воссоздаваемой пьемонтской армией на Гренобль – Лион – Париж во взаимодействии с австрийской армией эрцгерцога Карла, которая должна была наступать из Швейцарии, был сорван Австрией. Её правительство стремилось развязать себе руки для захвата Италии и добилось согласия Павла I на переброску войск Суворова в Швейцарию. "Меня прогнали в Швейцарию, чтобы там уничтожить", – писал Суворов. Однако в беспримерном в военной истории Швейцарском походе Суворова 1799 г. русские войска в сентябре преодолели исключительные трудности и вышли из окружения. В октябре 1799 г. Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска Суворова в Россию. Суворов вновь подвергся царской опале за нарушения "высочайшего устава" и вскоре умер.

Суворов, опираясь на вековые военные традиции России, возродил и развил прогрессивные черты петровской армии в области организации, боевой подготовки и военного искусства. Суворов был одним из самых образованных военных деятелей 18 в.; он знал математику, философию, историю, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, а также немного арабским, персидским и финским языками; в совершенстве знал фортификацию; изучал состояние современных иностранных армий, внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе, будучи постоянным подписчиком многих иностранных газет, журналов, научных изданий. Политическим идеалом Суворова была "просвещённая монархия". Являясь сторонником самодержавия, Суворов в то же время осуждал "тиранство" самодержцев (Екатерины II, Павла I), резко критиковал придворные нравы (фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, карьеризм), насаждавшиеся при Павле I прусские военные порядки и "бесполезную жестокость в войсках". Независимость суждений Суворова, его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для постоянных унижений, опал и тайного надзора.

Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина ("в свете храбрее россиянина нигде нет"), в военный талант своих подчинённых и учеников (М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. И. Платова, М. А. Милорадовича и др.). Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным ("не меньше оружия поражать противника человеколюбием"), сурово преследовал мародёрство.

Военно-теоретическая и практическая деятельность Суворова отражена в его огромном литературном, документальном и эпистолярном наследии, включающем "Полковое учреждение", "Науку побеждать", различные наставления, инструкции, приказы, диспозиции, памятные записки, переписку с военными и государственными деятелями. Оно характеризует Суворова как выдающегося военного теоретика, стратега и тактика, глубоко понимавшего проблемы военного дела, во многом опередившего своё время, создавшего оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, основавшего свою прогрессивную школу военного искусства. Одержав множество побед над сильными противниками, Суворов снискал славу непобедимого и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях, а военную науку – новыми идеями и положениями, составившими в совокупности суворовскую "науку побеждать". В области стратегии Суворов считал, что война должна быть по возможности скоротечной, для чего необходимы своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств для её успешного ведения с учётом международной обстановки, сил и намерений противника, постановка перед вооружёнными силами решительных целей, быстрота наступательных действий с целью разгрома прежде всего живой силы противника. Суворов был решительным противником господствовавшей в то время в европейских армиях кордонной стратегии. Он рассматривал маневр войск на театре военных действий не как самоцель, а как средство уничтожения источников снабжения и пополнения противника, сосредоточения своих сил против его "слабого пункта" для решительного удара в полевом сражении. Следуя принципу "держать по возможности все силы свои в совокупности", Суворов предвосхитил стратегическую идею массирования сил, обычно приписываемую Наполеону I. Суворов учил, что успех сражения обеспечивают тщательная разведка (войсковая, агентурная), скрытность замыслов и действий, внезапность удара. Громадное значение придавал он фактору времени: "расчёт времени есть главное правило ведения войны", "от единого иногда мгновения разрешается жребий сражения". Непримиримый враг догматизма и шаблона, Суворов учил: "все кампании различны между собой", "никакой баталии в кабинете выиграть не можно и теория без практики мертва". Резко критикуя систему руководства боевыми действиями с помощью составляемых "для проформы" "примерных планов кабинетов" без учёта постоянно изменяющейся обстановки, Суворов считал, что главнокомандующий должен обладать полнотой власти. Он строго учитывал обстановку и характер театра военных действий (топография, климат, время года, сырьевые ресурсы, речные системы, дороги и др.), особенности противника, возможности привлечения в свою армию местного населения (славян и греков в русско-турецких войнах, итальянцев и швейцарцев в войне с Францией). Большое внимание Суворов уделял задачам обеспечения армии людскими и материальными резервами, транспортными средствами, чёткой работе квартирмейстерской и штабной служб. Считая наступление главной формой боевых действий, Суворов не пренебрегал обороной и "великим принципом": "никогда не надо слишком удаляться от своих ресурсов". Тактика Суворова была органически связана с его наступательной стратегией и носила решительный характер. Суворов применял в бою различные боевые порядки: линии, каре, колонны (полковые, батальонные, взводные и другие) и их сочетания. Ещё в 1778 г. он пришёл к выводу о преимуществе применения колонн: "... колонна та гибче всех построениев, быстра в её движении, ежели без остановки, то всё пробивает". Действия колоннами сочетались с действиями пеших и конных егерей в рассыпном строю перед фронтом и на флангах боевого порядка. Суворов нередко проводил бои ночью. При действиях против крепостей отдавал предпочтение решительному и тщательно подготовленному штурму перед длительной осадой. В 1799 г. Суворов разработал "Правила ведения военных действий в горах". Тактическим приёмом Суворова являлась быстрота движения войск в наступлении с целью сократить потери в зоне действительного огня и сохранить силы для штыковой атаки. В то же время Суворов, увеличив запас ружейных патронов до 100 на солдата, требовал прицельной стрельбы. Суворов тщательно и детально разрабатывал диспозиции сражений, осад, штурмов крепостей. Вместе с тем после отдачи общего приказа он предоставлял командирам дивизий и корпусов право действовать "наилучшим образом" по их усмотрению "в зависимости от местных условий". Большое внимание Суворов уделял боевой подготовке войск. Он обучал своих солдат "во всякое способное время" в мирной и военной обстановке, настойчиво проводя свой принцип: "легко в ученье – тяжело в походе, тяжело в ученье – легко в походе". Суворов ввёл в боевой подготовке "сквозные атаки", то есть двусторонние манёвры армии, во время которых отрабатывались наступление, оборона, встречный бой, действия на пересечённой местности, преследование и т. д. Воспитывая войска в духе "смелой нападательской тактики", Суворов всеми мерами развивал у подчинённых инициативу. Не только офицерам, но и унтер-офицерам и солдатам сообщалось о плане предстоящих действий, так как "каждый воин должен понимать свой маневр". Инициативу, предприимчивость, храбрость Суворов поощрял боевыми наградами, способных (в том числе солдат и унтер-офицеров) продвигал по службе. Суворов постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск, воодушевлял солдат в трудном походе своим красноречием и юмором. Суворов воспитывал у них чувство товарищества, профессионального достоинства, заботился о военной выправке, опрятности и нравственности солдат, выступал против бессмысленной муштры и жестокого обращения с ними. От подчинённых требовал грамотности и сообразительности, не терпел "леноумия" и "немогузнайства". Суворов поддерживал строгую военную дисциплину, но всегда считался с обстоятельствами, смягчающими вину нарушителя. Он проявлял неустанную заботу о здоровье и физической закалке солдат, санитарном состоянии казарм и лагерей, хорошем питании, обеспечении удобным и тёплым обмундированием и обувью; ввёл весьма передовые для своего времени "Правила медицинским чинам". В результате в войсках Суворова резко сократились заболевания, которые были бичом армий 18 в. В дореволюционной России лишь передовые военные деятели и писатели признавали заслуги Суворова, в некоторых официальных трудах его военное наследие либо оставлялось без внимания, либо искажалось. В СССР было положено начало подлинно научному изучению военного наследства Суворова, изданы его труды. 29 июля 1942 г. Президиумом Верховного Совета СССР был учрежден военный орден Суворова 3 степеней; 21 августа 1943 г. Постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) были созданы Суворовские училища. Существуют музеи Суворова в Санкт-Петербурге, Новой Ладоге, Очакове, Измаиле, Кобрине, с. Кончанском (Новгородская область), с. Ундол (Владимирская область). Памятники Суворову воздвигнуты: в Санкт-Петербурге (скульптор М. И. Козловский, 1801 г.), Новой Ладоге (В. А. Вернер. 1948 г.); в Очакове (1907 г.), Измаиле (1945 г.), Тульчине (1954 г.) – все Б. В. Эдуарде; в Кобрине (М. Е. Роберман), Херсоне (Е. Н. Рукавишников, 1950 г.), с. Тимановке, Симферополе, Калининграде, Кончанском, а также в Рымнике (Румыния). В честь Суворова названы населённые пункты – село Суворово (Пензенская область), село Кончанское-Суворово (Новгородская область), село Суворове (близ Козлуджа, Болгария).

Литература: Милютин Д. А., История войны 1799 г. между Россией и Францией в царствование императора Павла 1, 2 изд., т. 1-3, СПБ, 1857; Петрушевский и А. Ф., Генералиссимус князь Суворов, 2 изд., СПБ, 1900; Суворов в сообщениях профессоров Николаевской академии генерального штаба 1800 г.-6 мая 1900 г., [кн. 1-2], СПБ, 1900-01: Боголюбов А. Н., Полководческое искусство А. В. Суворова, М., 1939; Осипов К., Суворов, 3 изд., М., 1955: Мещеряков Г. П. и Бескровный Л. Г., А. В. Суворов, [М.], 1946; Никольский Г. С., Суворовская "Наука побеждать", М., 1949: А. В. Суворов. Из материалов, опубликованных в связи со 150-летием со дня смерти 1800-1950, М., 1951; Суворовский сборник, М., 1951.

П. П. Епифанов

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 25, 1976, с. 26-28.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского