Вольтер

Вольтер (Voltaire)

[псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694 г., Париж, – 30.05.1778 г., там же), французский писатель, философ, историк. Член Французской академии (1746 г.). Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В 1717 г. заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 г. выслан в Англию. Английские впечатления Вольтера отражены в "Философских письмах" (1733 г.), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734 г.). В течение 10 лет Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 г. Вольтер был приближен ко двору Людовика XV, в 1750-1753 гг. – прусского короля Фридриха II. В 1754 г. поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой кальвинистской республике: с 1758 г. обосновался в своём имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. Слова "раздавите гадину" (т. е. католическую церковь) – девиз Вольтера этих лет. Его творчество подчинено борьбе с религией. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762 г.). В 1760-е гг. наряду с идеалом просвещённой монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства ("Республиканские идеи", 1762 г.). Вольтер являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. Ферне стал местом паломничества. С Вольтером были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в феврале 1778 г. превратилось в триумф писателя.

По своим философским взглядам Вольтер – деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, Вольтер не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии Вольтер видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. Сочувствуя народу, Вольтер испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде "революции сверху", осуществляемой "просвещенным" монархом в интересах нации. Исторические труды "Век Людовика XIV" (изд. 1751 г. и 1768 г.), "Опыт о нравах и духе народов" (изд. 1756 г.), "История Российской империи в царствование Петра Великого" (1759-1763 гг.) явились важной вехой европейской историографии. Основное внимание Вольтер уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, Вольтер выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако, прогресс абстрактно-идеалистически.

В своей эстетике и драматургии Вольтер продолжал традиции классицизма 17 в., насыщая свои трагедии актуальной политической и философской мыслью. Показательна трагедия "Фанатизм, или Магомет пророк" (1742 г., русский перевод 1798 г.), где характеры и сюжет подчинены идее разоблачения преступной роли церкви и религиозного фанатизма. Проникнутые тираноборческим, республиканским пафосом трагедии "Брут" (постановка 1730 г., изд. 1731 г., русский перевод 1783 г.), "Смерть Цезаря" (1735 г., русский перевод 1777 г.) и др. предвосхищают театр Великой французской революции. Другая тенденция драматургии Вольтера – защита естественных прав человеческой личности ("Заира", постановка 1732 г., русский перевод 1779 г.; "Альзира, или Американцы", 1736 г., русский перевод 1786 г.; "Танкред", постановка 1760 г., русский перевод 1816 г.) – связана с интересом к У. Шекспиру; здесь Вольтера привлекает начало "природы" и "свободы"; но целиком принять Шекспира Вольтер не мог, считая его "гением без правил", "дикарём", нарушающим художественный вкус и меру.

В поэме Вольтера "Генриада" (1728 г.), посвящённой французскому королю Генриху IV, осуждение феодальной анархии и утверждение идеала просвещённого абсолютизма облечено в форму эпической поэмы; образы античных богов заменены здесь искусственными аллегорическими фигурами – Фанатизма, Раздора, Любви. В героикомической поэме "Орлеанская девственница" (1735 г., анонимное издание 1755 г., несколько изменённое издание 1762 г.), посвящённой Жанне д"Арк, Вольтер развенчивает религиозную легенду о святой спасительнице Франции и зло смеется над религией и духовенством. Лирика Вольтера – в русле так называемой "лёгкой поэзии"; отличающаяся изысканным изяществом, она проникнута эпикурейскими, а подчас и антиклерикальными мотивами. На отвлеченно философские темы написаны: "Рассуждение в стихах о человеке" (1738 г., русский перевод 1788 г.), "Поэма об естественном законе" (1756 г., русский перевод 1786 г.) и "Поэма о гибели Лиссабона" (1756 г., русский перевод 1763 г.), в которой оспаривается учение Лейбница о предустановленной гармонии.

Наибольшее значение в художественном наследии Вольтера имеют его философские повести: "Задиг, или Судьба" (1748 г., русский перевод 1765 г.), "Мемнон, или Человеческая мудрость" (1747 г., русский перевод 1782 г.), "Микромегас" (1752 г., русский перевод 1788), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767, русский перевод 1775 г.), "Вавилонская принцесса" (1768 г.). Содержание этих повестей – не частная жизнь героев, а философская идея, касающаяся мира в целом, проблемы "мирового зла". Главное место в них занимает критика общественных порядков, сатирическое осмеяние церкви, суда, королевской власти. Развенчивая философию оптимизма (особенно в "Кандиде"), в котором он теперь видит оправдание существующего социального зла, Вольтер не теряет веру в возможность изменения мира, и его формула "надо возделывать наш сад" является философским выводом – призывом к активности всех и каждого. Критикуя пороки цивилизации с точки зрения естественного человека (особенно в повести " Простодушный"), Вольтер не звал к утраченной простоте, как Ж. Ж. Руссо, а продолжал возлагать надежды на прогресс общества. Используя приключенческо-авантюрный сюжет, восточную экзотику, фантастику, Вольтер создал особое искусство мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике философских положений. Влияние Вольтера на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин "вольтерьянец" стал нарицательным.

Литература: Морлей Д., Вольтер, пер. с англ., М., 1889; Шахов А., Вольтер и его время, СПБ, 1912; Державин К. Н., Вольтер, [М.], 1946; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. М. П. Алексеева, Л., 1947; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. В. П. Волгина, М. - Л., 1948; Артамонов С., Вольтер, М., 1954; Соколов В. В., Вольтер. Общественно-политические, философские и социальные воззрения, М., 1956; Сигал Н., Вольтер, Л. - М., 1959; Обломиевский Д., Французский классицизм, М., 1968; Акимова А. А., Вольтер, М., 1970; Desnoiresterres G., Voltaire et la société au XVIII siècle, v. 1-8, P., 1871-1876; Lion Н., Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire, P., 1895; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Naves R., Le goût de Voltaire, P., 1938; его же, Voltaire, 7 éd., P., 1962; Bellesort A., Essai sur Voltaire, P., 1950; Lancaster Н. C., French tragedy in the time of Louis XV and Voltaire (1715-1774), v. 1-2, Baltimore, 1950; Díaz F., Voltaire Storico, Torino, 1958; Charpentier J., Voltaire, P., 1955; Studies on Voltaire and the 18th century, ed. by T. Besterman, v. 1-12, Gen., 1955-60 (изд. продолжается); Poneau R., La religion de Voltaire, P., 1956; его же, Voltaire par lui-même, P., 1963; Besterman Т., Voltaire essays and another, L., 1962; его же, Voltaire, [L. - Harlow, 1969]; Brailsford H. N., Voltaire, L., 1963; Gross R. H., Voltaire nonconformist, [L., 1968].

Библиографии: Языков Д., Вольтер в русской литературе, 2 изд., М., 1902; Державин К. Н., Из русской библиографии Вольтера, в сб.: Вольтер, Л., 1948; Библиотека Вольтера. Каталог книг, М. - Л., 1961; Quérard J. М., Bibliographie voltairienne, P., 1824; Bengesco G., Bibliographie des oeuvres de Voltaire, v. 1-4, P., 1882-90; Barr M., A bibliography of writings on Voltaire, 1825-1925, N. Y., 1929; ее же, Quarante années d"etudes voltairiennes. Bibliographie analytique des livres et articles sur Voltaire, 1926-1965, P., [1969].

В. Я. Бахмутский

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 5, 1971, с. 342-343.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского